Первое упоминание о Гераненах относится к 1400 году. Оно находится в топографических описаниях дорог. Известно также, что в начале XV века село принадлежало первому виленскому воеводе Войцеху Монивиду и стало родовым гнездом Монивидов.
В 1433 году великий князь Сигизмунд Кейстутович подарил Геранены воеводе трокскому и виленскому Яну Гаштольду за «послуги его, и для веры и службы». Первым владельцем стал сын Яна, староста виленский Андрей. Гаштольды, старинный шляхетский род герба Абданк (получен в 1413г.) занимали высокие государственные должности, были богаты и влиятельны.
В Гераненах не раз менялись хозяева, но в 1526 году их владельцем снова становится представитель Гаштольдов – Альбрехт, который за 300 коп литовских грошей выкупил Гераненский двор у Кондратовичей.
Альбрехт Гаштольд – один из наиболее известных представителей этого рода. Образование получил в Ягеллонском университете. Отличился во многих сражениях и был сторонником независимости ВКЛ от Польского королевства. Зимой 1494 года он был в Москве в качестве доверенного лица князя Александра как жениха, берущего в жены дочь великого князя московского Ивана III княжну Елену. В присутствии самых знатных московских бояр от имени своего господина принес клятву верности Елене Ивановне и надел ей на палец обручальное кольцо Александра Ягеллона. Выбор великого князя Александра пал на Гаштольда не случайно – это был талантливый политик и один из самых близких его друзей. К тому же незадолго до сватовства Александра Альбрехт Гаштольд женился на родственнице Елены Ивановны, её кузине княжне Софье Верейской. Тринадцатилетняя Софья покорила сердце Альбрехта Гаштольда, одного из влиятельнейших «олигархов» того времени.
В 1493 году, через 10 лет после того как князь Василий Верейский покинул вместе с женой и маленькой дочерью Софьей свое княжество, Софья Палеолог, чувствуя свою вину в происшедшем, выпросила у Ивана III прощения беглецов и разрешения вернуться на родину. Однако князь Василий Михайлович отказался возвращаться. Одна из главных причин такого поступка – его единственная любимая дочь Софья. Для нее родиной стало то место, где она выросла и встретила свою любовь. Князь же хотел провести свою старость подле дочери. Подписывая с родителями княжны брачный договор, граф-романтик Альбрехт Гаштольд не пожелал брать за невестой никакого приданого, кроме ожерелья, ставшего причиной появления семьи его возлюбленной – князя Верейского на землях Беларуси. Оценив по достоинству такое решение Альбрехта, князь Василий решил его щедро вознаградить и вместе с рукой княжны Софьи он получил право на лучшие имения, принадлежавшие Верейским в ВКЛ. Со временем все владения Верейских перешли Гаштольдам, так как других наследников, кроме дочери у них не было.
Надо сказать, что брак оказался удачным. Софья поддерживала и вдохновляла своего мужа, который в 1519 году занял пост канцлера великого литовского, то есть практически стал наместником великого князя. Вместе с Софьей Альбрехт занимался меценатством, поддерживал талантливых художников. С годами их чувства не угасли и возможно жемчужное ожерелье великих князей московских стало счастливым талисманом не только для родителей Софьи, но для нее с супругом.
Альбрехт поклялся построить для своей возлюбленной замок, достойный королевы. И действительно в имении Геранены появился роскошный замок, ставший главной резиденцией рода Гаштольдов. Замок вобрал в себя все лучшие элементы фортификации того времени и является, по мнению М.Ткачева, ярким образцом замкового строительства в Беларуси на рубеже XV-XVI вв.
Конечно, причины постройки замка достаточно прагматичны. Они объяснялись не только его важнейшим стратегическим положением на перекрестках удобных путей между Троками (ныне Тракай) и Новогрудком, Лидой, Гольшанами и Кревом, но и желанием магната получить графский титул, обязательным условием получения которого было наличие каменного замка. В 1529 году он получил графский титул от Римского папы Климента VII, а в 1530 году – титул графа «из Мурованных Геранен» от императора Карла V.
Альбрехт имел владения по всей территории ВКЛ, в том числе такие как Любча, Трабы, Троки, Гольшаны, Биржи. Имения перешли к нему по наследству в виде королевских дарований, по завещаниям, приобретались в разных регионах княжества. Большие владения перешли от бабушки Эльжбеты, жены князя Семена Гольшанского и в виде приданого его жены Софьи Верейской.
Владения графа Альбрехта перешли к его сыну Станиславу, воеводе трокскому. В 1537 году 29-летний Станислав женился на 17-летней Барбаре Радзивилл. Но так случилось, что Станислав стал последним представителем рода Гаштольдов по мужской линии. Он умер в 1542 году в возрасте 35 лет, не оставив наследника. По тогдашним законам, имущество рода в таком случае переходило великому князю, который должен быть решить его дальнейшую судьбу. Поэтому владения Гаштольдов перешли в ведение Сигизмунда I и в 1543 году он подарил их сыну с сохранением права на собственность до конца дней своих Софье, матери Станислава. После смерти Софьи в 1549 году имения были преобразованы в Гераненское, Трабское, Радошковичское, Воложинское и Любецкое староства. Это уже были государственные имения, которые давались главой государства во временное пользование.
Временные владельцы часто менялись: Павел Гедройц, Якуб Пясецкий, Павел Сапега, Николай Кишка, Альбрехт Радзивилл, Михаил Казимир Пац и многие другие. После Северной войны (1700-1721) замок пришел в запустение, а в начале XIX века он был уже не пригоден для жилья. В середине столетия его полуразрушенные стены были разобраны на возведение хозяйственных построек в имении Липнишки.
Источники:
- Шедевры нашей старины. Шумская И. Мн., 2014
- Замки Беларуси. Ткачев М. Мн., 2007
- Старинные усадьбы Гродненщины. Федорук А.Т. Мн., 2014
- З гiсторыi вякоу i пакаленняу Iуеускага краю. Гродна, 1999
- Кавалеры и дамы белорусского Ренессанса. Масленицына И.А. Мн., 2000