Михалишский костел располагает еще одной ценностью XVII века. Это деревянный амвон в стиле барокко, украшенный растительным орнаментом. Над ним размещен балдахин в виде короны, а внизу под амвоном размещен большой, вырезанный из дерева позолоченный орел, держащий в когтях герб семьи Бжестовских (Бжостовских).
Исполнителями лепнины в Михалишках считаются мастера, которые работали и в виленском костеле Петра и Павла. Помимо стилистической близости, для такого предположения есть и исторические причины. Циприан Павел Бжестовский (1612-1690) фундатор костела был приближен к гетману Михаилу Казимиру Пацу (1624-1682) фундатору виленского костела. Костел в Михалишках, как и виленский, принадлежал монахам-августинцам. Интересен и такой факт: в 1684 году согласно воле Циприана Павла Бжестовского 4 тысячи злотых, оставшихся после смерти ксендза-августинца Циприана Войны, были поделены пополам между виленским и михалишским костелами.
В скульптурном ансамбле михалишского костела присутствуют восточно-христианские мотивы. В пресбитерии (в католическом храме пространство перед алтарем, предназначенное для богослужения и размещения духовенства (пресвитеров – от них и название) наряду с апостолом Петром («камнем» римской церкви) помещен апостол Андрей, который, как сообщает «Повесть временных лет», проплывал по Днепру и благословил места, где потом возникло древнерусское государство.
Возможно появление этих мотивов тоже связано с влиянием Циприана Павла Бжестовского, известного своей дипломатической деятельностью. В историю он вошел в первую очередь как представитель Речи Посполитой на переговорах с Московской державой, был сторонником мирного соглашения между двумя государствами. С его участием был заключен Андрусовский мир 1667 года. Павел Бжестовский трижды возглавлял посольство в Москву и пользовался уважением русских царей. Он выступал против территориальных уступок Москве, но в 1674 году выдвинул кандидатуру царя Федора Алексеевича на польский трон. Бжестовские, как и их покровители Пацы, были известны своей промосковской ориентацией. Виленский епископ Константы Казимир Бжестовский, сын Павла Бжестовского, освящавший костел в Михалишках в 1700 году (он же освящал в 1710 году Минский архикафедральный костел), через пять лет в 1705 году принимал здесь Петра I.
Об этом факте упоминал в своей работе «История Петра I» А.С.Пушкин: «Петр собрался ехать в Польшу, но 5 мая заболел лихорадкой – и успел выехать не ранее, как в конце мая. По пути в Полоцк, осматривая сад и костел в местечке Микалишки (так у Пушкина названы Михалишки) у Бжестовского, получил он извещение, что шведы морем и сухопутным путем идут к Петербургу». Пушкин здесь немного не точен, так как это было не в конце мая, а в начале июля, когда Петр ехал из Полоцка в Вильно. В Михалишки он прибыл 6 июля и здесь заночевал. С Михалишек Петр I послал письмо в Москву, напечатанное потом в «Деяниях Петра Великого» в 1788 году.
Не обошлись Михалишки и без легенд.
Одна местная легенда утверждает, что во время Северной войны после неудачного боя шведы закопали где-то возле Михалишек свою казну. Местный помещик Котвич якобы имел некий потайной план и много копал в окрестностях, но так ничего и не обнаружил.
Известно, что в Михалишках побывал и Наполеон. Говорят, что когда-то при раскопках французских могил нашли золотое стремя. А ближе к озеру Подкостелок находится Кукушкин лес. Как утверждает легенда, его так назвали потому, что однажды здесь остановился на отдых Наполеон и повесил на дерево шляпу. И тут закуковала кукушка. «Господа, – сказал император, – что–то недоброе она нам предсказывает. Не придется ли нам здесь еще раз побывать?». И действительно побывали … при отступлении. Не точно здесь, но совсем рядом … в Ошмянах. В том же 1812 году через Михалишки стягивал свои войска к Свенцянам Барклай-де-Толли.
Есть и достоверные факты о пребывании здесь наполеоновской армии. В михалишском костеле имеются две часовни. В часовне Св.Иосифа сохранились два деревянных позолоченных орла, которые изначально располагались на деревянном, обитом серебряной пластиной ковчеге с мощами. В 1812 году, во время отступления Наполеона, французские солдаты вынесли ковчежец и сорвали с него серебряное покрытие.
Под костелом есть две погребальные крипты, где находятся захоронения представителей рода Бжестовских, однако имена их неизвестны. В начале XIX века погребения были разграблены.
Не сохранились до настоящего времени колокола. Отлитые на них надписи и герб Бжестовских подтверждали, что колокола были отлиты для костела тоже с помощью Циприана Павла Бжестовского. На костеле они висели еще в 1915 году. Дальнейшая их судьба неизвестна. Накануне Великой Отечественной войны в правой башне был другой колокол. Но во время ночного налета немецких самолетов в июле 1944 года на местечко и мост на Вилии начался пожар в костеле. Сгорели крыша, деревянные элементы внутри храма, органы и с башни упал колокол и раскололся.
На этом беды костела не закончились. В 1991 году мародеры украли литургические чаши, сорвали и унесли позолоченный и посеребренный оклад с иконы Св.Анны. В 2003 году грабители похитили с боковых алтарей две иконы XVIII века.
Пережив трудные времена костел продолжает радовать посетителей, сохранив свою изумительную красоту эпохи барокко.
Источники:
- Наваколле старажытнага шляху Вiльня – Полацк. Я.Драунiцкi. Паставы, 2018
- От ренессанса к барокко. Ярошевич А.А., Мн., 2019
- Астравеччына, край дарагi … Мн., 1977
- Помнiкi старажытнабеларускай культуры. Мн., 1984
- Мураваныя харалы. Габрусь Т.В. Мн., 2001
- Роднае слова № 9, 2014