На берегу реки Вилия при впадении в нее реки Страча расположилось старинное местечко Михалишки (Островецкий р-н, Гродненская обл.). Когда- то оно называлось Вилеа, а потом поменяло свое название на прозвище владельцев Михальских. Географически это очень выгодное место, так как водная артерия пересекается в этом месте с древним торговым трактом Вильня – Полоцк. Удобное расположение обусловило и успешное экономическое развитие местечка. Однако в первую очередь Михалишки знамениты своим удивительным костелом.
Однажды мне пришлось быть свидетелем такой ситуации. Туристы, достаточно уставшие, побывав за день во многих интересных местах, в том числе и в Гервятах, подъехав к костелу в Михалишках и увидев его строгий внешний вид, посчитали, что не стоит заходить внутрь поскольку там все тоже будет аскетично. Каково же было их удивление, когда, зайдя в храм, они увидели его богатейшее внутреннее убранство!
Полковник литовских войск Ян Бжестовский(1571-1638) купил Михалишки у Михальских в 1604 году, а в 1622 году он стал фундатором (лицо, которое обеспечивает экономическую поддержку пожертвованиями денежных средств, земельных наделов) кляштора (католического монастыря) августинцев и первого деревянного костела при нем в честь Святого Иоанна Крестителя. На месте этого костела, уничтоженного во время военного лихолетья, был построен каменный костел тоже в честь Иоанна Крестителя. Он был построен до 1653 года и в инвентаре за 1654 год так и назван «новым». В 1700 году был освящен и передан под покровительство уже двух Святых: Иоанна Крестителя и Архангела Михаила. Однако по мнению известного белорусского доктора искусствоведения и историка архитектуры Тамары Габрусь речь идет о двух костелах: первый каменный храм Св.Иоанна Крестителя был тоже уничтожен во время войны, а затем где –то в 1662 году началось строительство нынешнего костела. Поэтому относительно даты постройки михалишского костела существуют разногласия.
Фундатором костела Святого Архангела Михаила стал сын первого фундатора Яна – Циприан Павел Бжестовский(1612-1690), а освятил его в 1700 году епископ виленский Казимир Бжестовский, сын финансиста костела Павла Бжестовского. Главным требованием семьи Бжестовских (Бжостовских) было, чтобы костел в Михалишках соответствовал атмосфере и стилю эпохи барокко, колыбелью которого являлась Италия.
Чтобы понять необычность и контраст внешнего вида храма и его внутреннего убранства необходимо отметить, что на вторую половину XVII века припадает расцвет идеологии сарматизма. Легенды о Сарматии, якобы общей прародине шляхетского сословия, стали идеологическим обоснованием государственной унии Великого Княжества Литовского и Короны Польской 1569 года и последующего существования Речи Посполитой. Носителями сарматского мировоззрения в архитектуре ВКЛ стали «нищенствующие» католические ордены, чья миссионерская деятельность была направлена, в первую очередь, на шляхту и богатых мещан, которые являлись основными фундаторами многих костелов и кляшторов. Элементы сарматизма можно видеть и в костелах, которые строились с помощью крупных магнатов, таких как Сапеги, Пацы и др., что проявлялось в сакрально-художественном оформлении храмов в виде сословной атрибутики, портретов, надгробий фундаторов. Что касается внешнего вида, то он должен был демонстрировать аскетичность «нищенского» статуса католических орденов.
Однонефный костел со строгим двухбашенным фасадом в Михалишках поражает всех внутренним убранством. Своей красотой он обязан итальянским мастерам и местным специалистам, которые помогали создать это великолепие.
Главным архитектором, проектировавшим костел, был Кристоф Пенс. За внутреннее оформление отвечали итальянцы Джованни Пьетро Перти (из Флоренции), Джованни Мария Галли, а с 1872 года среди имен мастеров упоминается имя и местного специалиста из Вильни Николая Жилевича. Декоративные работы начались в храме в 1864 году. Внутреннее убранство костела называют «жемчужиной виленского барокко». По всему периметру костела расположены лепные композиции и скульптуры из белого стукко (высший сорт облицовочной штукатурки, обладающий большой прочностью и принимающий после полировки вид мрамора. В состав входят известь, гипс или толченый мрамор). Богатая декорация представляет собой сочетание резьбы и барельефа, а также роскошного орнамента, наброшенного на стены и соединяющего все элементы в единое целое. Стены костела декорированы восемью боковыми алтарями. Впечатляет барельеф со скульптурными изваяниями двенадцати Апостолов, размещенных по всему костелу на выступающих внутрь колоннах. Все Апостолы стоят на небольших постаментах, направленных в сторону главного алтаря. Каждая скульптура оригинальна и отличается от других. Отделенные от стен они создают впечатление движения.
Двухъярусный главный алтарь имеет традиционную композицию: нижний ярус разделяется витыми колоннами на три поля. В центре – образ Михаила Архангела, над которым находился образок Богоматери Скорбящей в серебряной ризе. В боковых нишах— статуи Иоанна Крестителя и евангелиста Луки. У ног Иоанна лежит агнец, Лука держит в руках овальный щит с изображением Богоматери. На карнизе посажены два путти с копьями, а Св.Августин и неизвестный святой (возможно Св.Кириак или блаженный Михаил Гедройц) стоят на коленях и обращены к центру второго яруса.
На втором ярусе помещен Христос, распятый на стволе и ветвях дерева с виноградными гроздьями и листьями. В завершении – окруженный серафимами и путти, восстает по пояс из облаков Бог-Отец, осеняющий все широко разведенными руками.
На сегодняшний день Михалишский костел – это одна из немногих святынь XVII века на территории Беларуси, которая не претерпела существенных изменений и сохранилась в течение более 350 лет почти в неизменном виде. О других ценностях костела, исторических событиях, связанных с Михалишками, будет следующий рассказ.