Радостное местечко (часть 2)

Фото: railwayz.info

Как было уже сказано, первое документальное упоминание о Радошковичах относится к 1447 году, когда виленский каштелян (комендант замка и одновременно администратор земельных владений в ВКЛ) Петр Сенько Гедигольдович вместе со своей женой стали фундатороми костела Святой Троицы.

В конце XV века Радошковичами владел правнук Дмитрия Донского – князь Василий Михайлович Верейский, причем привели его сюда достаточно драматические события. Он приходился троюродным братом великому князю московскому Ивану III и был одним из его самых верных подданных. Преданность свою доказал на поле брани, участвуя в походах московского войска на Казань, на Новгород, против татарского хана Ахмата.

Когда Иван III женился на византийской царевне Софье Палеолог, Василий Михайлович посватался к её племяннице Марии Андреевне. Софья, радуясь за свою племянницу, подарила ей жемчужное ожерелье из скарбницы великих князей московских, но не поставила об этом в известность своего супруга. Через три года Иван III, женивший своего сына от первого брака на молдавской княжне, по случаю рождения внука решил подарить это ожерелье своей невестке. Когда –то оно принадлежало его первой жене, которая умерла. Когда он узнал о том, что ожерелье давно имеет новую хозяйку, весь свой гнев выплеснул на ни в чем неповинных Верейских. Иван III велел изъять фамильную драгоценность, а самих князя и княгиню заточить в темницу.

К счастью, Василия предупредили, и он решил бежать. Ночью, посадив впереди себя на коня маленькую дочь Софью, князь покинул свое удельное княжество Вереи. Рядом с ним на другом коне ехала переодетая в мужской костюм Мария. Из ценностей при Верейских было только это злополучное ожерелье.

В обстановке постоянных конфликтов к перебежавшим представителям высших слоев относились с определенным, часто показным, вниманием. Поэтому великий князь литовский Казимир встретил попросившего у него убежища родственника Ивана III достаточно любезно. Он милостиво передал во владение Верейским Любеч, Койданово, Усу, Старынки, Ислочь, Воложин и Радошковичи.

После смерти князя Василия Михайловича Радошковичи перешли к его зятю – Альбрехту Гаштольду, воеводе виленскому (о любви дочери князя Василия Верейского Софьи и Альбрехта будет следующий рассказ).

В XVI веке Радошковичи стали королевским владением и принадлежали королеве Боне Сфорце, а потом известным магнатам Глебовичам, Огинским, Масальским, Радзивиллам.

В 1539 году Сигизмунд I Старый выдал привилей на проведение в Радошковичах ярмарки на день Святой Троицы. Позже она стала проводиться ежегодно 25-27 мая вплоть до средины XIX века. Сюда приезжали купцы из России, Украины, Польши, Риги, Кёнисберга.

В Радошковичах были достаточно высоко развиты разные ремесла, начиная с гончарства и заканчивая пивоварением.

В 1549 году Радошковичи впервые названы городом и составлен инвентарь местного замка. В инвентаре упоминается замок и двор, которые размещались друг против друга. Замок был построен из дерева на искусственном острове, образованном двумя ставами (став – небольшой водоём, запруженный на реке, озере, болоте) на реках Гуйка и Вязынка. Согласно описанию, он был построен местными мастерами «накшталт корабля», то есть имел удлиненную форму плана и укреплен четырьмя башнями. Одна башня была проезжей типа брамы (сооружение с главным входом или проездом в город, в замок либо иной замкнутый комплекс). Три остальные башни были глухими, между которыми находилось 58 городен (прямоугольный сруб из бревен или брусьев, заполненный внутри землей и камнем). Пятая башня стояла отдельно внутри оборонительного комплекса.

Согласно инвентарю, в городе было около 130 дворов, среди них 47 домов занимали мещане, 18-куничники (ловцы куниц), 35 – огородники (кроме огорода, они часто не имели другой пахотной земли). Небольшие участки земли и сенокосы были у месячников – небогатых горожан, которые из-за малоземелья вынуждены были работать на богатых хозяев, за что каждый месяц получали плату (месячину). В городе также имелись воскобойня, много ремесленных мастерских и 18 корчм.

Как выглядел город точно не известно, но в документах упоминается, что Радошковичи делились на Старый и Новый город. По указу Сигизмунда II Августа в 1564 году было проведено описание двух улиц города – Виленской и Полоцкой, по которым шел путь из Минска на Полоцк.

В 1569 году Радошковичи получили магдебургское право (феодальное городское право на самоуправление, которым определялись права горожан. Жители могли выбирать городской орган власти – магистрат, суд (лаву), создавать ремесленные объединения – цехи).

Военное лихолетье редко обходило город стороной. Но так случилось во время русско-польской войны, когда войска Ивана Грозного и Сигизмунда II Августа готовились к сражению. Ни одна, ни другая сторона не спешили начинать битву и в конечном итоге войска были отведены на исходные позиции. В народе эти события назвали «войной петухов».

Во время Северной войны весной 1708 года в Радошковичах проходили переговоры между шведским королем Карлом XII и польским королем Станиславом Лещинским. Шведские войска находились здесь достаточно долго – одиннадцать недель. Карл XII сделал город своим опорным пунктом, местом своей резиденции.

Фото: geraldika.by

В 1792 году польский король Станислав Август Понятовский подтвердил магдебугское право и пожаловал Радошковичам герб с религиозным сюжетом – поясным изображением одного из христианских святых.

Святой Стефан, архидиакон и первомученик, убедительно проповедовал Евангелие и смело вел прения о вере. В своих проповедях он возлагал вину за смерть Иисуса Христа на Синедрион. Фанатики в синагогах обвинили его в богохульстве и с помощью ложных свидетелей добились осуждения на смерть (ок. 35г.) Стефан до смерти был забит камнями и стал первым в истории церкви мучеником. При казни присутствовал Савл из Тарса (впоследствии великий апостол Павел). В 415 г. мощи Святого Стефана были перевезены в Рим и погребены вместе с мощами Святого Лаврентия. В христианском искусстве Стефана изображали безбородым человеком, одетым в дьяконский далматик (главное литургическое облачение католических дьяконов), в руках которого был камень, кадильница или пальмовая ветвь.

Фото: bm-mebel.by

Использование подобных религиозных сюжетов в геральдике нашей страны очень редкое явление. Герб можно увидеть в центре городского поселка на памятном знаке, установленном в 1997 году во время празднования 550-летия первого упоминания Радошкович.

В 1793 году Радошковичи в результате второго раздела Речи Посполитой были присоединены к России. В 1842 году становятся центром волости, входят состав Виленского повета.

В годы Первой мировой войны Радошковичи стали прифронтовой базой российской армии. В ноябре 1917 года здесь была установлена Советская власть. С февраля по декабрь 1918г. Радошковичи были оккупированы немецкими войсками, а с 1919г. – войсками Польши. Согласно Рижскому мирному договору 1921г. Радошковичи отошли к Польше. Рядом с местечком проходила советско-польская граница и размещались польские пограничные службы.

В июле 1921 года в Радошковичах была создана одна из первых в Западной Белоруссии организаций Товарищества белорусской школы. По инициативе известного политического деятеля и литератора А.Власова была открыта гимназия имени Ф.Скорины. В Радошковичах действовала художественная студия Язэпа Дроздовича. В местечке жили и работали многие известные политические и общественные деятели, писатели: С.Рак-Михайловский, И.Дворчанин, А.Павлович, Ш.Ядвигин. Особо выделяются Бронислав Адамович Тарашкевич, создатель и руководитель Белорусской крестьянско-рабочей громады (БКРГ) – массовой легальной революционно-демократической организации, известный филолог, литератор, автор «Белорусской грамматики для школ» и Янка Купала, который после смерти отца устроился в 1903 году на работу писарем к следователю радошковичского суда.

Был Купала в Радошковичах в 1904 и 1906 годах, а 15 августа 1913 года он присутствовал на выступлении труппы Ф.Ждановича, которая в здании пожарной команды поставила спектакль «Павлинка» по его пьесе.

С 1939 года местечко в составе СССР. В январе 1940 г. Радошковичи получили статус городского поселка и стали центром Радошковичского района.

wwii.space

Пламя Великой Отечественной войны докатилось до поселка на четвертый день войны. 26 июня 1941 года командиры эскадрилий 207-го авиаполка Н.Гастелло и А. Маслов со своими экипажами совершили огненный наземный таран. Николай Гастелло в 1941г. был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. В Радошковичах ему установлены три памятника и в местной школе создан музей. Подвиг его однополчанина был увековечен только через 55 лет, когда были установлены многие новые факты подвига его экипажа. В 1996 году Александру Маслову было присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно. Останки членов экипажа капитана Маслова захоронены в братской могиле советских воинов на Радошковичском кладбище.

Во время фашистской оккупации в поселке погибло около 2000 человек еврейского населения. На месте их казни установлен памятник с надписью на иврите.

В облике нынешнего города привлекают к себе внимание среди невысоких домов три внушительных сооружения: каменный костел, деревянная православная церковь и фабрика по производству керамических изделий.

Фото: forumhotel.by

Нынешний костел Пресвятой Троицы был построен в 1860 году на пожертвования помещика Володковича и других прихожан. Именно в этом костеле в 1882 году был окрещен Иван Луцевич, вошедший в историю как классик белорусской литературы Янка Купала.

Фото: prihod.ru

Церковь Святого Пророка Ильи возведена местными мастерами в 1942 году. В тяжелые годы войны она служила символом веры и поддержки для православных жителей поселка, помогала выжить в условиях оккупации. Церковь находится на месте храма, основанного в середине XIXвека.

Гончарное ремесло – отличительная черта региона с древнейших времен. ОАО «Белхудожкерамика» создано в 1995 году на базе предприятия по производству керамики 1940 года. Здесь же расположен и музей предприятия. Изделия предприятия известны не только в Беларуси, но и далеко за пределами страны.

Источники:

  1. Зодчество Белоруссии XVI- середины XVIIвв. Якимович Ю.А. Мн., 1991
  2. Мiншчына у легендах i паданнях. Склад. Ненадавец М.А., Мн., 1998
  3. Повязь часоу. Каханоускi Г.А. Мн., 1985
  4. Гербы и флаги Беларуси. Адамушко В.И., Елинская М.М. Мн., 2006
  5. Беларускi гiстарычны часопiс. №1, 1995
  6. Достопримечательности Минска и его окрестностей. Машенко С.Н. Мн., 2020

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.