Недавно в Столбцах появился необычный объект, привлекающий внимание и горожан, и туристов. Вдоль улицы Набережной, на выезде в сторону деревни Новый Свержень появилась парковая зона и обустроена площадка, на которой установили макет старинного торгового парусного судна XVIII – XIX веков – витины. Место выбрано не случайно. Рядом находится пойма реки Нёман, а на корабле прикреплена табличка с надписью «Кронон» – так в старину называли эту реку.
С древних времен Неман был оживленным водным торговым путем Восточной Европы, играл огромную роль в торговых отношениях белорусских, российских и украинских земель с Литвой, Польшей, Восточной Пруссией и другими странами. У местечка Столбцы находилась важнейшая торговая пристань на Нёмане, который становился с этого места судоходным и отсюда начинался основной грузопоток вниз по течению реки.
В XIX веке основными торговыми судами на реке были бот и витина – плоскодонные, с маленькой осадкой при полной загрузке. Они были оптимально удобны именно на Нёмане, где было много отмелей и быстрое течение. Витина достигала 40 метров в длину, в ширину 4 – 11 метров и имела вертикальный клиноподобный нос. Грузоподъемность составляла 128 – 192 т. Экипаж витины состоял из лоцмана и 15 суднорабочих. В носовой части было помещение для команды и кухня, в центральной – склад для товаров, а в кормовой – комната для хозяина грузов или его представителя. Основными товарами, которые перевозились по Неману были пшеница, мука, металл, соль, сахар, сало, селедка, стекло, растительное масло.
От Столбцов до границы с Пруссией доходили за 20-26 дней. К средине XIX века на смену витинам пришли боты, которые не превышали 30 метров в длину и 4 – 6 метров в ширину. Они были более маневренными, быстроходными, а стоимость постройки снизилась от 1200 рублей серебром за витину до 700 рублей за бот. Боты и витины строили в самом верховье Нёмана. Верфи существовали в деревнях Николаевщина, Могильное, в окрестностях Столбцов и Нового Сверженя. Это были простейшие верфи, когда на удобном участке берега возводились деревянные стропила и мастера «ладили» судно, не используя никаких чертежей, ориентируясь только на свой опыт, сноровку и интуицию.
В Столбцах пристань располагалась на берегу старого русла Нёмана и вплотную подходила к городской застройке. Вдоль пристани размещались купеческие амбары, сначала деревянные, а со второй половины XIX века каменные. Неподалеку находилась Новосверженьская пристань, которую соединяла со Столбцовской паромная переправа.
На городском гербе Столбцов, утвержденном в 2006 году, нашла отражение речная история города. В центре голубого «столба» изображено старинное в торговое судно – витина. «Столб», который является одной из основных геральдических фигур, широко распространенных как в международной, так и белорусской геральдике, в данном проекте имеет дополнительную смысловую нагрузку и делает герб «говорящим». В нём в зашифрованной форме передано название города, которое, согласно легенде, происходит от вкопанных столбов.
Речная торговля оказала определяющее влияние на развитие города. В 1669 году Столбцы получили привилей на проведение торгов. Согласно ему, торги в городе проводились каждое воскресенье. Кроме того, проводились две ежегодные ярмарки – 16 марта и в праздник апостолов Петра и Павла.
Столбцы поочередно принадлежали представителям именитых дворянских родов — Слушкам, Денгофам, Радзивиллам, Чарторыйским.
В 1611 году воевода минский Александр Слушка женился на Софье Констанции из Зеновичей, вдове Станислава Кишки. В 1621 году он вместе с женой принял католичество, а в 1623 году в Столбцах основал костел (скорее всего деревянный), который был сожжен шведами во время военных действий в средине XVII века. При костеле в 1640 году был заложен монастырь доминиканцев. Слушка, имел дворцы в Вильно, в Воложине, но жил большую часть времени в Столбцах, точнее в усадьбе Ковалевщина (ныне д.Задворье), часто посещал костел, где находилась их семейная усыпальница и где был и похоронен. Новый каменный костел был освящен в честь Св.Казимира в 1675 году. В 1868 году тогда уже парафиальный (приходской) костел был передан православным и перестроен под церковь. В 1921 году храм вернули католикам и снова переделали. В 60-е годы XX века, после длительного запустения, костел был взорван.
При последних владельцах Чарторийских местечко стало центром графства и получило в 1729 году магдебургское право. Были построены ратуша, школа, православная церковь Святой Анны, трактир, речная пристань. П.М.Шпилевский в своей книге «Путешествие по Полесью и белорусскому краю» пишет: «Между Свержнем и Койдановым я видел местечко Столбцы, имение Черторижских, замечательной своей пристанью для судов, называемых вицинами (vicina), и тем, что оно доставляет в Минскую губернию разные вина и красивую полированную (поливаную) посуду».
Монументальным архитектурным сооружением Столбцов является каменная церковь Святой Анны (Аннинская) построенная в 1825 году на средства князя Адама Чарторыйского. Храм построен на возвышении и окружен оградой из полевых камней. Ранее на этом месте стояла деревянная церковь в честь Преображения Господнего. Безбашенный объем Аннинской церкви хорошо виден со многих улиц центральной части города.
С 1796 года Столбцы уже центр волости Минского повета. В XIX веке они были обозначены на всех российских картах как главный речной порт на Нёмане, через который торговые судна двигались в направлении Балтийского моря.