Столбцы – небольшой город с населением около 17 тыс. жителей, центр Столбцовского района Минской области. Расположен в 78 км от Минска. Добраться можно по шоссе Минск-Брест или на электричке. В последнее время в город все чаще стали заглядывать туристы. И на это есть серьезная причина: у города богатая историческая и культурная биография, которая далеко не всегда представлена в нынешних туристических маршрутах.
В летописных источниках Столбцы впервые упоминаются в 1511 году как небольшое местечко на берегу Нёмана. Совсем недавно историки определили новую дату основания города Столбцы – 20 июня 1593 года. Историк А.Латушкин, на основании изученных документов, сделал вывод, что изначально город имел другое название.
Существует много версий о появлении названия Столбцы.
Одни исследователи считают название Столбцы – названием-ориентиром. Столбцами (столбами) якобы обозначали главную дорогу через местность, которая не имела других точных ориентиров. Они имели особо важное значение осенью и весной, во время бездорожья. Такие столбцы могли быть и обычными верстовыми столбами, которыми с давних времен были обозначены гостинцы на землях Беларуси.
Другие историки и краеведы считают, что столбцами отмечались линии самых широких разливов Нёмана. Их якобы устанавливали плотогоны, которые сплавляли лес до городов Балтики.
Третьи заявляют, что столбцы использовали, для крепления речных суден у пристани.
Вряд ли когда-нибудь удастся точно выяснить их конкретное предназначение. Поэтому обратимся к легенде.
Однажды из Балтийского то ли другого моря плыл большой караван суден с богатой поклажей, а хозяин каравана был едва ли не самым богатым человеком в своем крае. Решил этот человек завезти свои товары в другие страны и там продав, купить то, чего на родине нет. По нашей реке их путь лежал, так и короче и намного удобней было. Наняли пару проводников. Взяли самых опытных, денег не пожалели, ибо без таких людей чужеземцы в этих местах, как котята слепые.
Целую неделю плыли по Нёману. Все было тихо и спокойно. Но однажды вечером старый проводник пришел к хозяину. Тот как раз был не один, а проводил время с молоденькой девушкой. Будучи подвыпившим, и услышав стук в двери, он недовольно взглянул на проводника.
– Чего тебе надо? Никто тебя не звал! Иди прочь, а то прикажу охране выкинуть тебя за борт!
– Но старик нерешительно переминался с ноги на ногу и не уходил.
Хозяин позвал переводчика.
– Спроси, чего он хочет и чего стоит здесь, как тупой козёл?
– Слушай, старик. Чего тебе надо? – тихо спросил переводчик.
Проводник посмотрел в сторону того, кто говорил и сказал:
– Я по делу пришел. Передай своему хозяину, что я на этой реке вырос и очень хорошо знаю её нрав. Сегодня ночью, или завтра утром, будет сильная гроза и ураган. Судна нужно срочно ставить ближе к берегу и прикреплять их к чему-нибудь надежному: деревьям, валунам, столбам…
Переводчик объяснил хозяину почему пришел проводник.
– На реке? Буря на этой, сравнительно небольшой реке? Он меня этим пугает? А знает ли он, что мы со своими суднами и не такие реки и моря проплывали и никаких там ураганов с грозами не боялись? Если он боится, что не сможет провести судна и посадит их на мель, не оправдает тех денег, которые ему заплатили, то пусть уходит прочь! У нас есть еще один проводник!
Хозяин думал, что сейчас человек, который пришел предупредить его об опасности, упадет на колени и будет просить не выгонять его и не отнимать, заплаченных наперёд денег. Но так не произошло. Старик повернулся к переводчику и протянул ему свою высохшую ладонь, на которой лежали несколько золотых.
Наступила минутная тишина, так как никто ранее добровольно от денег не отказывался. Затем купец заявил, что он не поменял своего решения продолжить путешествие, не будет принимать никаких мер безопасности и отказывается от услуг старого проводника.
– Что же, хозяин, моё дело было предупредить, а твоя воля, как действовать. Смотри, чтобы потом жалеть не пришлось.
– Ты что, мне угрожаешь?
– Где там, я только хотел предотвратить беду.
Старик повернулся и молча пошел к двери. Когда он садился в лодку и собирался отплывать от берега, к нему подбежал переводчик.
– Слушай, дед, а это правда, что гроза будет?
– Должна быть обязательно, ибо я уже не один десяток лет вожу караваны, плаваю по Неману и норов его, и приметы урагана хорошо знаю.
Переводчик попросил старика взять его с собой. Старик дал согласие и велел торопиться, так как гроза уже надвигалась и нужно было выйдя на берег, как можно быстрее добраться до низкорослого леса. На высоком месте под старым вывернутым корнем дерева они выкопали яму, хорошо её укрыли, и даже разожгли небольшой костер, натаскав внутрь сухих дров.
Как только они, уставшие, опустились на разосланные ветки и листья в своем убежище, послышались раскаты грома. Стало быстро темнеть. Старик глянул через небольшую щель на небо и прошептал:
– Сейчас начнется. Эх, хоть бы там все даровано было…
Буря и раскаты грома были такие, что казалось будут вырваны с корнями не только высокие деревья, но и низкорослые кустарники. Потом начался дождь, который лил как из ведра. Путники незаметно уснули. Очнулись от того, что как будто им послышались крики. Через несколько минут они повторились. Причем слышался не один голос, а много.
– Что это? – испуганно спросил переводчик.
– На реке кричат, – ответил старик, и слеза медленно покатилась по его бородатому лицу.
– Так они же далеко. Мы же столько времени шли.
– Ветер… Буря несет…
Двое суток стонал и выл ветер, лил дождь, а когда все стихло, то ласково засветило солнышко и запели птицы.
Казалось, что ничего и не было. Но вокруг все было перевернуто, лежали большими грудами могучие деревья.
Теперь обратно на реку дед с переводчиком шли не несколько часов, а почти целый день.
То, что они увидели, испугало их обоих. На берегах валялись разбитые в щепу судна, как будто кто-то их рассек гигантскими топорами. Вокруг лежало множество товаров и самое страшное – погибшие люди.
– Видишь? Вот и тихая река…Вот вам и на морях плавали, и бури–грозы видели…Не послушались меня…
– Что делать будем спросил переводчик?
– Столбы могучие будем ставить, чтобы другие помнили, что может с ними случиться, и во время бури привязывали к ним свои судна…
Целую недели работали старик и переводчик. Мертвых похоронили. Столбы дубовые вкопали.
Со временем люди, когда плыли по Нёману, стали говорить: «Вот доплывем до столбцов, там привяжемся и отдохнем».
Так и пошло—Столбцы, да Столбцы…
А об истории города будет следующий рассказ.