XV-XVII века довольно сложное время в истории Беларуси: набеги крымских татар (с 1500 по 1569гг. татары совершили 45 набегов на белорусские земли), Ливонская война (1558-1583гг.), народные движения XV-XVIIвв., внутренние усобицы и много других тяжелых событий
Неудивительно, что именно в это время на нашей земле появились храмы-крепости, которые не только являются памятниками оборонительного белорусского зодчества XV-XVI веков, но и претендуют на внесение в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. На сегодняшний день сохранилось четыре таких шедевра: в Супрасле (Польша) и три в Беларуси – Сынковичская церковь, Маломожейковская (Мурованка) и костел в Камаях.
Сынковичская церковь находится в деревне Сынковичи Зельвенского района Гродненской области в 10 км от Слонима по дороге на Волковыск. Это церковь-крепость оборонного типа во имя святого Архангела Михаила, построена в начале XV века. Очень важен тот факт, что сооружение сохранилось практически в первозданном виде.
Второй храм оборонительного типа, который известен как Маломожейковский (Мурованка) находится на южной окраине деревни Мурованка Щучинского района Гродненской области, в 3 км от деревни Маломожейково. Церковь построена в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1524 году на средства Виленского подконюшего Шымко Мацкевича-Шкленского. Дата возведения достаточно условна. Во время ремонта храма в 1871-1872гг. при расчистке места внутри, было найдено много надгробных плит с останками людей под ними. На одной из них удалось разобрать 1469 год и надпись: «Христов раб иерей Авраамий». В XVIII веке настоятель церкви Лев Савицкий писал историю церкви и в его архивах указан 1407 год.
О постройке храма в XV веке говорит и местное церковное предание и позднейшие письменные акты. К сожалению, часть письменных источников была унесена из церкви православными священниками, после их изгнания униатами, а оставшаяся была сожжена Маломожейковским помещиком Казимиром Костровицким. Мурованка была не только местом для молитвы, но местом спасения во время опустошительных набегов. Стены двухметровой толщины, узкие окна-бойницы, высокие башни. Под церковью находились два склепа, а вход в храм был защищен мощной дверью и железной решеткой (герсой), опускавшейся на цепях из ниши, сделанной в стене.
Много пришлось пережить храму за свою многовековую историю. Первоначально православный, после Брестской унии он был отдан униатам. На западных башнях были поставлены железные фигуры ангелов: один с трубой, другой с мечом. Они меняли свое положение по направлению ветра и служили своеобразными флюгерами. Во время Северной войны, Карл XII приказал обстрелять церковь, которая впечатлила его своей величественной красотой. Долго стояла церковь в запустении. Однажды Александр I по дороге в Гродно пожелал её осмотреть и после этого велел незамедлительно отреставрировать. Но ремонт затянулся, так как в 1805 году в результате удара молнии обрушилась крыша. Храм был обновлен в 1817 (1822) году, а после ремонта 1871-1872гг. претерпел внешние изменения: западные башни были надстроены, добавлены притвор и колокольня. В 1923 году церковь отдана польскими властями католикам и в качестве костела использовалась до 1939 года. В послевоенное время храм превратили в зерносклад. В 1993 году была возвращена православным.
Бывшее местечко Камаи (ныне деревня) расположено в Поставском районе Витебской области. В самом центре деревни, на бывшей торговой площади находится костел Иоанна Крестителя.
Костел был построен в 1603-1606 годах с помощью браславского воеводы Яна Рудомино Дусятского, героя Хотинской битвы с турками. Имя зодчего неизвестно, но скорее всего это был местный мастер. Изначально храм, как свидетельствуют археологические раскопки, представлял собой трехнефную и трехапсидную базилику с четырьмя башнями по углам. Именно эти цилиндрические башни, высотой 16 метров и стены двухметровой толщины придавали зданию оборонительный характер. Две башни, которые были расположены у алтарной части костела, позднее были разобраны. В середине XVII века, в годы русско-польской войны, костел сильно пострадал во время пожара. Своды рухнули, колонны были разобраны и заменены деревянными. Вместо трех апсид была сделана одна. В Северную войну костел был обстрелян шведами.
Как напоминание о многочисленных войнах, которые редко обходили Камаи, в середине XVII в. по приказу сына фундатора Петра Рудомины в стены костела были вмурованы ядра от шведских пушек. В 1778 гг. была пристроена часовня с криптой, что значительно изменило внешний вид костела. Камайский храм по своим размерам значительно больше Сынковичского и Маломажейковского, но очевидна родственность плановой композиции оборонительных храмов, в которой Камайский костел является последним звеном. Это уникальный памятник, один из самых старых костелов на белорусской земле. Здесь сохранилось большое количество историко-культурных ценностей. Среди них чудотворная икона Божьей Матери, написанная в 1610 году, старейший в стране орган, сделанный в XVIII веке, картина «Иисус и сирота» (XIX век) Альфреда Ромера и многое другое. Все четыреста лет своего существования храм никогда не закрывал свои двери, даже в годы советской власти. Местные жители утверждают, что во время Великой Отечественной войны камайский ксендз Андрей Булько спас от немцев партизана, который в послевоенный период стал большим начальником и именно благодаря его заступничеству костел не тронули.
В 30 метрах от костела, напротив главного фасада, находится еще один древний памятник. Это старинный каменный крест XV—XVI веков, высеченный из гранитного валуна красного цвета. Он имеет внушительные размеры: высота –2,5 м, ширина до 0,7 м, толщина – 0,6м. На каждой его грани есть надписи, которые пока никому не удалось расшифровать.
Местные жители считают его своим оберегом, защищающим их от всех невзгод.
Источники:
- Габрусь Т.В. Мураваныя храмы. Мн., 2001
- 7 дней, № 21, 21.05.2009
- 99 знаменитых мест Беларуси. Сост. Кошевар Д.В.,Шестовский К.К., Мн., 2019
- Дорогами православной Беларуси. Сост. Бегиян С.Р. Мн., 2010
- Каталіцкія храмы Беларусi. М. Кулагін.Мн., 2008
- Замкі Беларусі. Ткачоў М. А.Мн.,1977