Церковь в Сынковичах (Часть 2)

Михайловская церковь в Сынковичах

В  материале о Сынковичской церкви от 24 марта 2016 года уже говорилось о белых пятнах в ее истории.

Существует ряд версий том, кто и когда построил эту церковь. Согласно одной из них, строительство храма  святого Архистратига Михаила  в Сынковичах связано с именем  гродненского князя Витовта. После смерти великого князя литовского Ольгерда  разгорелась  борьба за власть  в Великом княжестве Литовском (ВКЛ) между  Ольгердовичами, в которой участвовали и двоюродные братья Ягайло и Витовт.   В ходе этой борьбы в  1382 году Витовт  бежал из заточения в Кревском замке и скрывался от преследовавшего его Ягайло  в своей вотчине недалеко от Слонима. Когда  Витовт пришел к власти, он  перестроил замок, в котором он нашел себе убежище,  в церковь-крепость, где люди могли не только молиться, но и защищаться от врагов. Достоверный исторический факт: в 1407 году князь вместе с женой присутствовал на освящении храма.

Профессор Минской духовной академии протоиерей Виталий Антоник высказал еще одну  версию. Согласно ей, в 1276 году великий князь литовский  Тройден  выделил территорию  в окрестностях Слонима для поселения пруссов, которые оставили свои  земли, спасаясь от крестоносцев. И именно они  могли принести на земли ВКЛ готический стиль. Согласно этой «прусской» теории  получается, что в своем замковом качестве храм был возведен в конце XIII – начале XIV веков. Крестоносцы,  воспользовавшись  отсутствием  великого  князя Витовта (он  находился заднепровских степях, где  воевал   с татарами),  в 1399 году вторглись  в пределы ВКЛ, разрушили замок и поселение пруссов. Витовт, возвратившись  с похода,  принял решение  перестроить остатки замка в церковь.

Согласно мнению известного белорусского искусствоведа и историка архитектуры Габрусь Т.В.,  Сынковичская церковь  возможно построена на средства   Константина  Острожского, который профинансировал строительство Борисо-Глебского храма в Новогрудке  и трех православных церквей  в Вильно: Николаевской, Пречистенской и Троицкой.  С ними, особенно с Троицкой, Михайловская церковь в Сынковичах имеет много общего, особенно в  архитектурном  решении устройства алтаря.

Храм  изначально был православным, что  подтверждают граффити, найденные на стенах. Наиболее ранние из них – на греческом языке и содержат цитаты из апостольских посланий и православных молитв. Более поздняя  надпись,  сделанная на латыни,  гласит: «Proh Deum!  Unia Roma profekta !  Anno D.1596”.  Стороннник   православия  в этом тексте переживает о  возможных последствиях  заключения  Брестской унии («О Боже! Уния из Рима направляется. Лета  Господня 1596»). Скорее всего,  это свидетельство того, что храм стал униатским.

О судьбе церкви  в XVII- XVIII вв.  практически сведений нет. Только с начала  XIX века появляется конкретная информация. После вхождения Беларуси в состав Российской империи российские власти стремились расширить влияние православия на присоединенных землях.

В 1831 -1862 годах настоятелем храма в Сынковичах  был  священник Иоанн  Бугеда, при котором приход перешел в православие. С 1872 года храм возглавил выпускник Виленской Духовной семинарии Евстафий  Михайловский.  В первый год служения  его семью постигло несчастье: при родах умерла  двадцатилетняя  жена священника Надежда Федоровна, а через восемь месяцев и младенец Владимир.  Могилы родных людей отца Евстафия находятся возле  церкви, которой он посвятил всю свою жизнь.

После окончании  Первой мировой войны в церкви попеременно проходили католические и православные богослужения.  Согласно Рижскому мирному договору 1921 года, западные земли Беларуси отошли к Польше, а  здание церкви  в 1926 году перешло к униатам.

В годы Великой Отечественной войны  немецкие оккупационные власти разрешили православным прихожанам молиться в храме.  Церковь  оставалась  действующей до конца 1950-х годов, несмотря на гонения местных властей. Особенно усердствовал в этой борьбе местный председатель колхоза. Когда не было рейсовых автобусов и для поездки в райцентр пользовались иногда служебным  транспортом, он категорически запретил  подвозить  священнослужителей.  Желая  избавить подвластную ему территорию от религиозного  «опиума»,  глава колхоза приказал перепахать дорожку, ведущую от храма к  дому священника, и заявил, что если поп решит протоптать тропинку по колхозному полю,  то он подаст на него в суд.

В 1959 году комиссия во главе с уполномоченным  Совета по делам религий при  Совете Министров БССР  по Гродненской области сделала заключение, что конструкционные элементы несущих элементов  храма подверглись коррозии и пришли в полную негодность. Но вместо ремонта исторический  памятник стали использовать как колхозный склад. Богослужения возобновились только в 1993 году.

Михайловская церковь в Сынковичах  не только интереснейший памятник архитектуры  Известно, что в храме в XV веке находилась особо почитаемая икона Божией Матери, но она, к сожалению, бесследно исчезла.

И хотя здесь не сохранилось «исторических» икон,  в  этом храме, одном из древнейших в Беларуси, уже в наше время появились свои духовные святыни. Особая ценность Сынковичского храма – cписок иконы  Божией Матери «Всецарица». Она была написана совсем недавно: в 2006 году, но уже  получила широкую известность своею благодатью.  По усердным молитвам  у иконы Богородицы тех, кто пришел к ней за помощью,  многие получили исцеление от онкологии и бесплодия.

Еще один  уникальный список с этой  иконы  появился  в Сынковичской   церкви в 2010 году. Житель Минска В.К.Шумский  предложил   свою помощь храму, которому  для  проведения   крестных ходов   необходима была  икона  Божьей Матери «Всецарица».  Подлинник  чудотворной иконы, именуемой  «Всецарица» («Пантанасса»), находится на Святой горе Афон в Греции. Эта небольшая по размерам икона,  написанная в XVII веке, пребывает в соборном храме Ватопедского монастыря. Благодаря помощи мецената афонскими монахами был сделан список иконы, приложен к оригиналу  и затем доставлен в Сынковичи. Особо чтимые храмовые образы: списки  икон Божией Матери « Жировичская»  и «Ченстоховская», « Неупиваемая чаша»,  иконы святого Архангела Михаила, святой великомученицы Варвары.

Еще одна икона была найдена на чердаке у местного жителя. Она была очень темной  и  даже невозможно было определить, кто на ней изображен. Когда находку принесли в церковь, изображение просветлело и  все увидели лик Иисуса Христа.  Также в  храме имеются четыре древние иконы апостолов, подаренные  Владыкой  Артемием,  епископом  Гродненским  и Волковысским.

Несмотря на то, что мы достоверно не знаем всю историю  храма,  мы понимаем значимость его в духовной и культурной жизни Беларуси.   Как сказал на праздновании 605-летия  в 2012 году  клирик храма протоиерей Виталий Антоник: «Этот храм один из древнейших в Беларуси, и  здесь надо собираться как можно чаще. Потому что место намолено нашими предками на протяжении многих столетий. Таких храмов очень мало –  в Полоцке, да Коложский. Это особая святыня белорусской земли – не только для Православной Церкви, но и для всех белорусов. Это живая истории, к которой может дотронуться любой. Интересный факт: посол Беларуси в  Великобритании поднес королеве книгу о нашей стране. И она, бегло листая страницы, вдруг удивленно остановила свой взор на фотографии Сынковичской церкви – неужели есть подобное в Беларуси? Это ведь для Шотландии не редкость — средневековые замки…»

Ныне церковь  не только духовная обитель Беларуси, но и объект внимания  туристов, археологов, искусствоведов, историков архитектуры, любителей старины.

В серии подобных   храмов,  церковь в Сынковичах   имеет свои особенные, уникальные  черты.  Она  остается патриархом оборонных храмов, представляет собой лучший узор  национального православного зодчества мирового значения,  гармонично сочетающего стилевые черты  местной, западноевропейской и русско-византийской культур.

Источники:
1.Русские иконы. Автор-сост.Н.Будур, М,2002 г.
2.Г.Лаврецкий Православное зодчество Беларуси. Мн. 1995 г.
3.В.Афанасик.Тайны Сынковичского храма. Мн, 2012 г.
4.Т.Габрусь Саборы помняць ўсе. Мн., 2007 г.
5.Т.Габрусь Паэзія архітэктуры.Мн.,2012 г.
6.Дорогами православной Беларуси. Сост.С.Р.Бегиян. Мн., 2010 г.
7.Православные храмы. Путешествие по святым местам. Выпуск № 86,2014 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.