Ад и рай Александра Исачева

Александр Исачев. Автопортрет
Александр Исачев. Автопортрет

За 32 года жизни он написал около 600 работ, большинство из которых находятся в частных коллекциях за рубежом. Они не лежат в запасниках, а демонстрируются на различных выставках, издаются роскошными альбомами. Но так уж случилось, что этот талантливый, неординарный художник мало кому известен у себя на родине.

Впервые произведения Александра Исачева предстали перед зрителями Беларуси в ноябре 1987 года на выставке в г. Речица. Вместе со своими героями на выставке присутствовал и автор.

Одна из выставленных картин — «Автопортрет» в костюме рыцаря. На лице смятение, неудовлетворенность, беспокойство. Он часто был недоволен сделанным, даже зол на себя: все казалось не таким как задумывалось, как представлялось в воображении. Но все работы Александра, наоборот, поражают буйством красок, праздником жизни, ведь он был оптимист по натуре — несмотря ни на что. Тогда художник был еще жив, строил планы на будущее, которые, к сожалению, не смог осуществить. Через два дня после закрытия выставки Александр Исачев скончался от сердечного приступа возле мольберта в своей мастерской.

Первое знакомство с его творчеством в Минске состоялось в 1988 году, но это была уже посмертная выставка художника. Судьба отмерила ему для жизни очень короткий срок – всего лишь 32 года.

Детство его не назовешь счастливым. Родился он в селе Озаричи Калинковичского района. Когда мальчику исполнилось три года, из семьи ушел отец. Мать вынуждена была отдать Александра в Мозырскую школу- интернат. Здесь проявилось его увлечение рисованием. Узнав, что в Минске есть художественная школа для одаренных детей, Александр упросил мать отвезти его туда. С блеском сдал вступительные экзамены. Его талант стал проявляться все более отчетливо. Вскоре Александр получил диплом с выставки детских рисунков в Женеве, где его работа была признана одной из лучших.

Однако через некоторое время Исачев был исключен из республиканской школы-интерната по музыке и изобразительному искусству за «серьезный проступок». Купив пачку хны, 14-летний подросток покрасил свои волосы в огненно-рыжий цвет. Директор предъявила ультиматум: или стрижка наголо, или уход из школы. Александр выбрал второе. Вернулся в родную Речицу (к этому времени его семья переехала в этот полесский город), учился в вечерней школе, работал, а по ночам рисовал в подвале дома, где устроил мастерскую.

Желание приобрести новые знания привело Александра Исачева в город Эрмитажа и Русского музея, « Медного всадника» и Летнего сада. Ленинградский период жизни продлился около года. У Александра появился новый круг знакомых — чрезвычайно пестрая компания, именующая себя «неформалы». Группа художников-модернистов, к которой он прибился, вела довольно шумный образ жизни и вскоре всех выселили из общежития.
Некоторое время Александр ночевал в подъездах, убеждая себя, что искусство требует жертв, но когда становилось совсем невмоготу, уезжал домой, а затем снова возвращался в Ленинград.

Александр Исачев. Пророк
Александр Исачев. Пророк

70-е годы отмечены всплеском неформального искусства. Прошли первые официальные выставки неофициальных художников. На одном из таких вернисажей, в ленинградском ДК «Невский» Александр Исачев познакомился с Г.Н.Михайловым, купившим несколько его картин. Георгий Николаевич Михайлов — учитель физики, коллекционер живописи и меценат предоставлял молодым художникам свою квартиру, где они могли выставлять свои работы, устраивать дискуссии. Приглашал «знающих» людей, в том числе и иностранцев, которым продавал картины. Его роль в жизни Александра оценивают по-разному. Одни заявляют, что это был типичный спекулянт, который действовал в целях наживы, другие утверждают, что именно благодаря ему стал известен талант Исачева. Жена Александра утверждала, что это была практически единственная возможность для художников, чье искусство официально не признавалось, показать свое творчество, реализовать что-то из своих работ, получить заказ.

И вот в очередной раз Александр вернулся в Речицу. Вновь по 12-13 часов в сутки не отходил от мольберта. Его жизнь могла войти в нормальное русло, прояви люди, от которых зависела судьба Александра, хотя бы чуточку неравнодушия, доброжелательности. Но устроиться на работу в соответствии с призванием он не смог. Александра приняли только чернорабочим на стройку.

Многогранность Александра Исачева поражает и удивляет. В сюжетах многих его полотен отражены Библейские мотивы («Благовещение», «Что есть истина», «Распятие», «Андрей Первозванный», «Ной», «Апостол Петр»). Особый успех имели его работы «Моисей» и «Рахиль» (обе написаны в 1976 году). Увлекали его и символика Египта, Индии, и мифы и легенды Греции и Рима, и дохристинская культура.

Гладкопись — так именуют манеру, в которой работал Исачев. Он постепенно постигает секреты лессировочной техники — последовательного нанесения тончайших живописных слоев (использовал от 8 до 15). Причем каждый слой требует тщательной просушки от двух недель до полутора месяцев, поэтому Александр работал над рядом картин одновременно. Занимался также акварельной живописью, пастелью, графикой.

Александр Исачев. У забытых алтарей
Александр Исачев. У забытых алтарей

Многодетальные и композиционно сложные картины Александра Исачева допускают десятки толкований, требуют определенной эрудиции зрителя, но это не мешает радости восприятия, доставляемой чистой живописью. Можно долго спорить о том, к какому направлению отнести его творчество. Но в любом случае ясно одно: у него, как у всякого одаренного художника, свое направление и свое восприятие всего сущего. Возможно не стоит искать четких определений его творениям, дабы не разрушать удивительный ирреальный мир, созданный фантазией художника.

Александр уходил в вымышленный мир своих героев, и, похоже, это было бегство от проблем, но возвращаться приходилось к реальной жизни, где было отсутствие выставок и широкого зрителя.

Творчеством молодого художника заинтересовалась церковь. Последовало приглашение оформить несколько храмов. Для Александра это было очень важно, так как после рождения сына его семья находилась в крайне стесненных условиях.  Александр выполнил множество икон для Речицы, расписал церковь в Мозыре. Выполнил работы в срок и на высоком художественном уровне. Но сразу заработал ярлык «богомаза» и … антисоветчика.

Понимая, что не может изменить своим принципам и своей творческой манере, Александр Исачев внутренне согласился на своеобразную роль изгоя. Успокаивала его только работа у мольберта. Распорядок дня художника состоял из трех пунктов: 6-7 часового сна, 3-часового чтения и 13-14 часовой работы над картинами. Горько и несправедливо, но числился он… тунеядцем. Когда в очередной раз дома появлялся милиционер и спрашивал, почему, дескать, не работаешь, Александр в ответ показывал изъеденные красками и растворителями руки да кивал на развешенные по стенам многочисленные картины.

Не имея возможности на равных конкурировать с официально признанными художниками, Александр продавал свои картины за бесценок частным лицам. Иностранцы спокойно вывозили приобретенные полотна за рубеж, так как их автор не являлся членом Союза художников и добыть штамп, удостоверяющий, что его произведения не имеют художественной ценности, не представляло особого труда. Десятки картин Александра Исачева, возможно лучших, разошлись по частным коллекциям и украшают модные салоны Голландии, США, Франции, Англии, Швеции, Германии и других стран.

Все неурядицы сказались на семейных отношениях. Сначала изредка, а затем все чаще стал выпивать. Алкоголь и постоянный стресс подорвали психику. Дважды пришлось пройти курс лечения в наркологическом отделении больницы. Потребовалось немало сил и Александру и его жене Наталье, чтобы преодолеть все проблемы и остаться близкими людьми.

И все же Исачеву суждено было дождаться выставки на Родине. Она имела огромный успех: на ней побывало более 20 тысяч зрителей. А спустя два дня после ее закрытия, 5 декабря 1987 года, художника не стало…

Режиссер А. Алай снял документальный фильм о полной драматизма судьбе Александра Исачева по сценарию В.Дашука (оператор С.Смирнов). Кстати, это была его первая работа как режиссера. Шквалом аплодисментов взорвался заполненный до отказа зал кинотеатра «Октябрь», где проходила премьера картины. Но авторы фильма видели свою задачу не только в том, чтобы рассказать историю жизни художника, но и поднять вопросы, которые касаются каждого: мы все несем ответственность за равнодушие, за безразличие к проблемам человека живущего рядом.

Источники:
1. Советская Белоруссия. 15.12.1987 г.
2. Знамя юности. 26.04.1988 г.
3. Знамя юности. 26.08.1988 г.
4. Работница, №4. 1990 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.