После смерти Казимира Сапеги, его владения перешли к родственникам. Ружаны унаследовал дальний родственник и крестник Казимир Ян Сапега (1642–1720) полоцкий воевода, видный государственный и политический деятель. Затем наследниками владений стали его дети от первой жены – Ежи, Александр и Катажина. Имения стали сдаваться в заклад и даже продаваться. Прямых наследников не осталось, и Ружаны перешли Александру Михаилу Сапеге (1730-1793), представителю двенадцатого поколения рода.
Александр стал инициатором перестройки ружанского замка в дворцово–парковый комплекс. По его поручению за реализацию этой задачи взялся придворный архитектор Сапег – Ян Самуэль Беккер. Его архитектурное наследие является одним из наиболее знаковых для Беларуси в XVIII веке. Большинство его творений сохранилось в Ружанах: дворцовый ансамбль, церковь и монастырь базилиан, парафиальный костел, заезжая корчма «Под Золотой Звездой», часовня Святого Казимира на кладбище. Сохранились проекты Самуэля Беккера для Ружан и других владений Сапег, которые хранятся в Кабинете Гравюр библиотеки Варшавского университета. Информации о жизни и деятельности самого архитектора немного. Известно, что был придворным архитектором Сапег в Ружанах и Деречине. В Ружанах имел свое жильё и получал пожизненную пенсию в размере 2160 злотых. Беккер родился и учился архитектуре в Саксонии. Приехал в Беларусь в возрасте 25-30 лет. Присутствие саксонских архитекторов на белорусских землях объясняется тем, что королевская власть в 1697-1763 гг. принадлежала саксонским курфюрстам Августу II и Августу III. Дрезденские архитекторы строили королевские резиденции в Гродно и Варшаве, дворцы для магнатов.
Среди чертежей имений Сапег вместе с работами Беккера имеется проект дворца 1750 года, подписанный Я.З.Дейбелем архитектором Августа Сильного, саксонца по происхождению. Известно, что Дейбель в период с 1731 года почти до самой смерти в 1752 году, много проектов сделал для Яна Фредерика Сапеги. И именно в 1748-1750 годах был перестроен старый дворец Сапег в Ружанах. В тот период времени он принадлежал Кристине из Сапег Масальской. Детали этой позднебарочной перестройки, которые сохранились до нашего времени, весьма близки к стилю Яна Зигмунта Дейбеля. В это время весьма дружеские отношения с Кристиной Масальской были у ее племянника Александра Сапеги (1730-1793), который потом получил от нее во владение Ружаны. Поэтому не исключено, что А.Сапега присмотрел себе одного из учеников Дейбеля в лице Беккера в частные архитекторы.
Главный корпус дворца был выполнен как прямоугольное двухэтажное здание под высокой мансардной крышей в котором находился бальный зал.
Боковые корпуса располагались перпендикулярно главному корпусу дворца и соединялись с ним полукруглыми аркадами. В восточном корпусе обустроили манеж и знаменитый на всю Европу придворный театр, в западном корпусе была размещена не менее известная картинная галерея Сапег. Параллельно главному корпусу дворца были установлены центральные въездные ворота – брама с длинными двухэтажными флигелями по сторонам. Брама была выполнена в виде триумфальной арки с изображением фамильного герба на картуше. Возле дворца разбили великолепный парк с водоемами, липовыми аллеями и павильонами.
Дворец Сапег в Ружанах по-прежнему продолжал выполнять функции одного из наиболее известных центров великосветской жизни. В 1784 году во дворце принимали великого князя литовского и короля польского Станислава Августа Понятовского.
Когда умер младший брат Александра Михаил Ксаверий, то к нему перешли его владения, в том числе Деречин, Высокое, Друя, Дубровна, Заславль, Быхов, Зельва и другие. Его первая резиденция находилась в Высоком.
В 1786 году Александр Михаил Сапега перенес родовую резиденцию из Ружан в Деречин.
В 1793 году, после смерти Александра Михаила Сапеги, наследником отцовских владений становится его сын Франтишек (1772-1829). В этом же году он женился на Пелагее Потоцкой. Пышную свадьбу отгуляли в Гродно, а медовый месяц провели в Деречине в специально подготовленном для такого события дворце.
Широкой натуре нового хозяина многочисленных родовых имений хозяйственные дела вскоре стали докучать. В 1794 году Франтишек принял участие в восстании, возглавив четырехтысячный корпус повстанцев. После его поражения подал покаянный лист Екатерине II благодаря чему избежал наказания и конфискации имений. Дождавшись царской милости, Франтишек переехал в Петербург и вопреки наставлениям своего тестя, Станислава Потоцкого, тоже жившего в Петербурге, прилагал много усилий к освобождению из Петропавловской тюрьмы Тадеуша Костюшки.
В 1796 году Франтишек Сапега, уже имея в своем послужном списке титулы российского тайного советника и маршалка Минской губернии, участвовал в коронации Павла I, принимал его во время возвращения из Москвы в Петербург в Деречинском дворце. Поднося коронованной особе кубок «Иван», он не забыл замолвить слово за своего главнокомандующего. Вскоре Тадеуш Костюшко был выпущен тюрьмы.
В 1797 году у 25-летнего князя наконец-то рождается долгожданный первенец Евстафий Каетан (1797-1860).
Со временем князь Франтишек стал больше вести роскошную, богемную жизнь. В 1803 году познакомился и проводил время с фавориткой Наполеона Бонопарта актрисой Маргаритой–Жозефиной Вэльмер, которую весь Париж называл просто – мадмуазель Жорж. Ходили слухи, что однажды в Париже за одну ночь прогулял в карты 15 миллионов золотом.
В Италии князь пожелал спуститься в кратер Везувия, и сделав это, чуть не задохнулся от вулканического дыма. Вместе со своим другом Корвином Вышковским покорял горные вершины в Пиренеях, дважды попав под снеговые лавины.
Не жалея денег, князь постоянно пополнял свои многочисленные коллекции. Не случайно он стал прототипом интеллигентного и отважного французского князя Рудольфа де Геральштайна в романе Эжена Сю «Парижские тайны».
В 1805 году Франтишек развелся с женой, которой, чувствуя себя виноватым в распаде семьи, выделил 7000 дукатов и описал имение Высокое в Берестейском повете. Пелагея же, не теряя времени, вышла замуж за Павла Сапегу – представителя коданской линии Сапег, будущего подполковника французской армии.
Владельцем Ружан и других отцовских владений в четырнадцатом поколении стал сын Франтишека и Пелагеи князь Евстафий Каетан женившийся на Марии Патен Больд. Князь жил с 1821 года в Англии в имении графства Ланкашир. Когда началось восстание в 1830 году, примкнул к восставшим, участвовал в боевых действиях. По сведениям М.Скоблы, найденным в одном из польских архивов, князь Евстафий продал имение Ружаны арендаторам Пиносам, чтобы деньги потратить на нужды восстания.
Согласно другой версии, после поражения восстания 1830-1831 годов владения Сапег были изъяты в российскую казну. Дворец был сдан в аренду еврейскому фабриканту под ткацкую фабрику. В великолепных дворцовых залах разместилось мануфактурное производство. Однажды, по вине фабричных прачек, во дворце начался сильный пожар и в результате обрушилась часть дворцовых стен.
Князю удалось уехать за границу и последние годы он прожил во Франции. Похоронен на Монмартре. В память о нем в деречинском костеле установлена памятная доска с надписью: «Евстафию Каетану Сапеге, владельцу Деречина, участнику национально-освободительного движения 1830-1831».
После Великой Отечественной войны дворец долгое время находился в запущенном состоянии.
В настоящее время в Ружанах ведутся восстановительные работы.
Источники:
- Беларуская мiнуушчына. № 5, 1995
- Век сентиментальных писем. Масленицина И.А. Мн., 2004
- Гербы и флаги Беларуси. Адамушко В.И., Елинская М.М., Мн., 2006
- Шедевры нашей старины. Шумская И. Мн., 2014
- Там, дзе была Неурыда. Асiноускi С. Мн., 1996
- Спадчына № 3, 1998
- Дзярэчынскi дыярыюш. М.Скобла. Мн., 1999
- Наша спадчына прамауляе. Ю.Вiцьбiч. Мн., 2015