Бона Сфорца: мать и королева (часть 1)

Бона Сфорца

Бона Сфорца – одна из самых ярких, противоречивых и неоднозначных личностей в истории ВКЛ и Речи Посполитой, оставившая значимый след в истории и культуре белорусской земли.

Обратимся к исторической миниатюре В.Пикуля «Последние из Ягеллонов»:

«Катафалк с телом усопшего стоял в кафедральном соборе на Вавеле в Кракове; суровые рыцари в боевых доспехах склонили хорунжи (знамена) Краковии, Подолии, Мазовии, Познани, Волыни, Померании, Пруссии и прочих земель польских.

Жалобно пел хор мальчиков. Монахи поднесли свечи к знаменам, и они разом вспыхнули, сгорая в буйном и жарком пламени. Тут раздался цокот копыт – по ступеням лестницы прямо в собор въехал на лошади воевода Ян Тарло в панцире; поверх шлема его торчала большая черная свеча, коптившая едким дымом.

В руке Тарло блеснул длинный меч:

– Да здравствует круль Сигизмунд–Август!

Имя нового короля, сына покойного, было названо, и канцлер с подскарбием разломали государственные печати – в знак того, что старое королевье закончилось. Сигизмунд-Август снял с алтаря отцовские регалии и, согласно обычаю, он расшвырял их, как лишний хлам, по углам собора. В это же мгновение герцог Прусский и маркграф Бранденбургский (вассалы польские) выхватили из ножен свои мечи. С языческим упоением они сокрушали регалии былой власти над ними. Громко зарыдали триста наемных плакальщиц. Над головами множества людей слоями перемещался угар тысяч свечей и дым сгоревших хорунжей.

Бона Сфорца вдруг резко шагнула вперед и алчно сорвала с груди покойного мужа золотую цепь с драгоценным крестом:

– Не отдам земле – это не ваше, а из рода Сфорца …»

Джованни Больтраффио. Портрет Боны Сфорца

Бона Сфорца родилась 2 февраля 1494 года в городе Виджевано в Ломбардии, на севере Италии. Ее отец – герцог Джано Галеаццо Сфорца (1469-1494), мать – герцогиня Изабелла Арагонская (1449-1524), отец которой Альфонс II был королем Неаполя. Муж Изабеллы, Джано Галеаццо Сфорца, был её кузеном. Маленькую принцессу назвали в честь бабушки по отцу – герцогини Боны Савойской. Из четырех детей в семье Сфорца до совершеннолетия дожила только Бона. Отец Боны, после того как в результате заговора был убит его отец Галеаццо Мария Сфорца, унаследовал миланский трон. Однако в октябре 1494 года он умер в возрасте 25 лет, когда Боне исполнилось всего восемь месяцев. Ходили слухи о том, что «помог» ему уйти из жизни его дядя – герцог Лодовико Моро. И, скорее всего, дело не обошлось без яда.

Герцог Лодовико Моро еще при жизни племянника вмешивался в дела управления Миланом и к тому же был безумно влюблен в мать Боны – Изабеллу.

После смерти Джано Галеаццо Лодовико Моро не допустил к власти старшего брата Боны – Франческо, а сам захватил миланский трон.

В качестве компенсации Моро отдал матери Боны два небольших княжества – Бари и Россано.

Джованни Больтраффио. Предполагаемое изображение Изабеллы Арагонской в образе Богородицы

После смерти мужа Изабелла переживала одну беду за другой: умерла новорожденная младшая дочь Бьянка, а после нее – старшая Ипполита Мария. Сын Франческо жил во Франции в качестве заложника у французского короля Людовика XII, так как последний претендовал на северо-итальянские земли. Однажды Франческо упал с лошади и скончался от полученных травм.

У Изабеллы осталась только Бона.

Бона росла во время расцвета культуры эпохи Возрождения. Некоторое время при дворе Джано Галеаццо в Парме находился Леонардо да Винчи. Она общалась с гениальным художником, он рисовал её портрет в родительском замке. Видела она Леонардо и в Милане. На службе у миланского герцога Лодовико Моро он числился как «…Леонардо из Флоренции – инженер и художник…». Помимо работы в области техники, и прежде всего военной, он занимался огромным количеством других проектов, в том числе стал работать над конной статуей Франческо Сфорца (отца герцогов Лодовико и Галеаццо Мария Сфорца).

Мона Лиза. Леонардо да Винчи

Согласно одной из гипотез в 1497 году мать Боны Сфорцы тайно вышла замуж за Леонардо да Винчи и, возможно, именно Изабелла Арагонская изображена на «Джоконде» – шедевре всех времен и народов. Конечно эта версия весьма сомнительна, так как более убедительна гипотеза о том, что под видом написания портрета Моны Лизы (позднее, картина получила условное название «Джоконда», так как многие сомневались в изображении конкретной личности) Леонардо писал портрет своей матери Екатерины, с которой был разлучен в возрасте 4-5 лет. Имея перед собой живую модель (будь то жена Франческо дель Джокондо, герцогиня Франкавилль, Филиберта Савойская, синьора Пачифика или Изабелла Арагонская), художник превращал хранившийся в его памяти схематичный образ Екатерины, на которую, кстати, он был очень похож, в некий ее художественный образ.

Хотя вряд ли удастся разгадать тайну самой знаменитой и загадочной картины великого Леонардо да Винчи, которую он хранил, никому не показывая, 16 лет –до конца своей жизни.

Неясность положения Изабеллы при дворе Лодовико Моро заставило ее просить убежища в Неаполе. Смерть тирана не принесла возвращения владений, а оккупация Милана французскими войсками, которые не желали возвращений Сфорца и вовсе лишили надежды их вернуть.

Набросок Леонардо да Винчи. Предположительно это Изабелла Арагонская

Мать и дочь поселились в Бари. Здесь прошли многие годы жизни Боны, которые она всегда вспоминала с большой теплотой.

Мать не жалела ни средств, ни сил для обучения своей единственной дочери и девочка получила отличное образование. Бона изучала право, историю, теологию, географию, латынь, философию, математику. Она знала несколько языков, могла наизусть пересказать четыре книги Вергилия, письма Цицерона, хорошо знала поэзию Петрарки. Умела играть на нескольких музыкальных инструментах и была известна как великолепная танцорка.

Однако воспитание Боны готовило ее не столько для семейной жизни, сколько для политики. Еще в Неаполе Изабелла пригласила для воспитания дочери Яна Хризастома Колонну, который вместе с Антонием де Ферарисом воспитывали ее, прежде всего как владычицу, умеющую управлять своими владениями и защищать интересы своей семьи.

Помимо знаний девушка обладала дивной красотой и стала завидной невестой.

Но, несмотря на все свои достоинства, Бона засиделась в невестах и в свои 23 года считалась уже почти старой девой.

Сигизмунд I, король Польши и великий князь ВКЛ, овдовел в 1515 году в возрасте 48 лет. Ему предлагали в жены многих именитых особ, но император Священной Римской империи Максимилиан Габсбург сосватал за Сигизмунда свою племянницу, миланскую принцессу Бону.

В 1517 году посол императора Сигизмунд Герберштейн вместе секретарем миланской княгини Изабеллы Яном Хризостом Колонна прибыли ко двору Сигизмунда I. Секретарь от имени своей госпожи подарил королю портрет Боны, пообещал ей в приданое 200 000 венгерских золотых дукатов и заверил, что она станет достойной королевой. Портрет Сигизмунду понравился, но он прекрасно понимал, как умеют итальянские живописцы показывать любого человека с самой привлекательной стороны и намекнул, что «намалевать всяко можно». Дабы развеять сомнения короля, итальянцы извлекли женскую туфельку с высоким золоченным каблучком, которая принадлежала Боне. Она была настолько мала и изящна, что 50-летний король дал согласие на этот союз. Не ведал Сигизмунд, что попадет под каблучок этой туфельки …

О последующих событиях наш следующий рассказ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.