В августе 1993 года в Минске в Троицком предместье появился памятник работы молодого скульптора Игоря Голубева: идущий мужчина с посохом, через плечо — мольберт, рядом символическое дерево, из кроны которого вырастает «белорусский космос». Человек, опередивший свое время, во многом неординарный и даже странный. Историк, археолог, живописец, этнограф, астроном, филолог. Белорусский «Леонардо да Винчи». И звали его Язэп Дроздович.
Язэп Нарцизович Дроздович родился в живописном уголке Витебщины, в деревне Пуньки Глубокского района. Его мать осталась вдовой с шестью детьми, без земли, но сделала все, чтобы младший сын получил художественное образование. Мать отправила Язэпа учиться в Виленскую рисовальную школу профессора И.Трутнева. В начале века Дроздович увлекался стилем модерн. Именно в этом стиле он оформил книгу стихов известной белорусской поэтессы Констанции Буйло «Каменный цветок».
После революции Дроздович приезжает в Минск. Он работает декоратором в театрах, преподает рисование в гимназиях, иллюстрирует журналы. В белорусском литературном издательском отделе комиссариата просвещения оформляет первый в Советской Белоруссии букварь.
В 1921 году Язэп возвращается в родные места к больной матери, где продолжает заниматься своей многогранной деятельностью. Он зарисовывает памятники архитектуры и, несмотря на то, что Дисненщина (теперь Глубокский район) находилась на территории Западной Беларуси, отданной Польше, посылает все собранные материалы в Минск, в Институт белорусской культуры. В его альбомах — сотни рисунков памятников архитектуры Новогрудка, Крева, Глубокого и других мест.
Занимался Язэп Нарцизович и этнографией. Он зарисовывает предметы крестьянского быта, описывает сельские привычки, жилье, орудия труда, выходящие из обихода. Впоследствии за серию своих рисунков, которые он отправит в Академию наук, он получит две премии. На одну из них издаст свою брошюру на космическую тематику.
Язэпа Дроздовича, несмотря на его образованность и талант, все считали чудаком. В то время, когда многие даже не слышали о космосе, он вводит эту тему в свое творчество. С самого детства его тянуло познать, как он сам говорил, «небесные беги», представить, как живут или могут жить братья по разуму. Свою самую значительную работу по астрономии «Гармония планет Солнечной системы» пересылает в Академию наук, но на нее не обращают особого внимания. В записях Дроздовича есть даже рисунок многоступенчатой ракеты. Он верил, что люди обязательно полетят в космос, высадятся на Луне и вступят в контакт с инопланетянами.
В 1931 -1932 годах Дроздович создал серию графических листов и живописных полотен на три основные темы: «Жизнь на Сатурне», «Жизнь на Луне» и «Жизнь на Марсе».
Пейзажи далеких планет, при всей своей точной, геометричной выстроенности, все равно очень напоминают земные. Художнику хотелось видеть не только на Земле, но и в космосе глубокое гуманистическое начало. Например, в картине «Тривеж» мы видим воплощенную мечту Дроздовича о городе спокойствия и тишины.
В картине «Встреча Весны на Сатурне» художник изобразил жителей далекой планеты. Большеглазые, в одинаковых белых одеждах сатурняне стоят босиком на траве у большого здания, рядом с которым растут необыкновенные, неземные деревья. На первом плане — седобородый старец, который произносит что-то возвышенное и торжественное. Все взоры сосредоточены на солнце. Сатурняне подняли левую руку, приветствуя солнце, приветствуя весну.
Язэп Дроздович был очень чутким художником. И не случайно именно на пороге прихода к власти в Германии фашизма у него появились такие картины, как «Дух тьмы», «Дух зла». На первой из них — сова, которая распростерла свои крылья над развалинами замка, где притаились ночные страшилища.
На одном из его удивительных автопортретов мы видим седовласого вдохновенного старца, который как бы растворяется в космосе. Он держит в правой руке Землю, а вокруг него сияют звезды, проплывают планеты… Какой же хрупкой кажется наша маленькая планета! Картина была написана в 1943 году, в самый разгар второй мировой войны…
В это время Дроздович сильно бедствовал, бывало ему не на что было даже пообедать. Но, несмотря на постоянную нехватку денег, он всегда был элегантно одет: белый аккуратный костюм, в руках неизменно трость, сделанная им самим из найденного в лесу корня.
Он постоянно путешествовал от деревни к деревне и оставлял людям на память рисованные ковры, которые писал на самотканом, покрашенном в черный цвет полотне. И делал это не столько ради заработка, сколько ради развития в народе эстетического чувства. Каждая хозяйка в тех местах, где путешествовал Дроздович, мечтала иметь «малярство дядьки Язэпа». На коврах были растительные мотивы, веселые звери-музыканты, замки, дворцы… Самыми любимыми его мотивами были лунные, ночные пейзажи.
Последним произведением Дроздовича был «Зачарованный замок» — ковер, который он расписал в 1954 году, незадолго до своей смерти. На берегу озера стоит вооруженный воин с пикой, а вдалеке виднеется красивый старинный замок…
«Дядьку Язэпа» в сильный мороз нашли на дороге крестьяне. Он был без памяти, и его отвезли в больницу, где Дроздович, не приходя в сознание, умер.
Источники:
1. Великие художники XX века. Авторы-составители П.С. Богданов, Г.Б.Богданова, М, 2001 г.
2. Народная газета. 18.10.2008 г.
3. Белорусская нива. 31.08.2012 г.