Владислав Стржеминский (Стреминский) (1893-1852) родился в Минске 21 ноября 1893 года в семье дворянина Гродненской губернии, профессионального военного Максимилиана Бенедикта Стржеминского (1847-1919). Мать Владислава Ева Розалия происходила из белорусского дворянского рода Олехновичей. Крестили Владислава 25 декабря 1893 года в Минском кафедральном Мариинском костеле. Детство его тоже прошло в Минске. Отец, который служил в чине подполковника Русской императорской армии, видел сына только военным. Когда мальчику исполнилось 11 лет, родители отправили его на учебу в Московский 3-й кадетский корпус (с 1908 года – 3-й Московский императора Александра II кадетский корпус). В 1911-1914 годах он продолжил учебу в Петербургском высшем военном инженерном училище императора Николая II. Завершив учебу с присвоением звания инженерного подпоручика, в июле 1914 года был направлен на службу в крепость Осовец. С сентября 1914 года гарнизон крепости жил под постоянными бомбежками и атаками противника. 6 августа 1915 года немцы провели третий генеральный штурм крепости, используя предварительную атаку хлором. В самоотверженной атаке, которая позже получила название «Атака мертвецов», отличилась 13-я рота под командованием подпоручика Владимира Котлинского и к которой был прикомандирован вызвавшийся охотником саперный офицер подпоручик Владислав Стржеминский.
В ротном журнале боевых действий за тот же день было отмечено: В конце этой лихой атаки подпоручик Котлинский был смертельно ранен и передал командование 13-й ротой подпоручику 2-й Осовецкой саперной роты Стржеминскому, который завершил и окончил столь славно начатое подпоручиком Котлинским дело».
А буквально следующим днем датируется указ о присвоении подпоручику Стржеминскому Владиславу Максимилиановичу «Георгиевского оружия» за то, что с 18-го марта по 30 апреля 1915 года при обороне Осовца, с явной опасностью, лично руководя подземными и надземными работами, уничтожал и замедлял минные и саперные подступы осаждающего, чем значительно способствовал обороне».
Когда русские войска ушли из Осовца, 2-я саперная рота была преобразована в 39–ю Отдельную саперную роту, которая до весны 1916 года дислоцировалась возле местечка Першаи (ныне деревня в Воложинском районе). В ночь с 6 на 7 мая 1916 года во время минометного обстрела русских позиций Владислав был тяжело ранен. В полевом госпитале ему ампутировали правую ногу и левую руку по локоть. Были повреждены глаза и в итоге он ослеп на правый глаз. Стржеминского направили для лечения в Москву. В это же время (в конце мая 1916 года) был подписан указ о награждении Владислава орденом Святого Георгия 4-й степени за мужество и героизм проявленные в «Атаке мертвецов».
Лечение и реабилитация проходили очень тяжело. И в этот тяжелый период его поддержала Екатерина Кобро (Кобра). Дочь состоятельного судовладельца из русских немцев Николая фон Кобро, которая добровольно работала сестрой милосердия в офицерском отделении госпиталя, познакомилась и подружилась с Владиславом. Юная 18-летняя Екатерина мечтала стать скульптором авангардистом. Благодаря ей Стржеминский увлекся искусством. Выйдя из госпиталя, после проведенных там двух лет, он стал посещать Первую государственную свободную мастерскую в Москве, где познакомился с Казимиром Малевичем.
Вскоре Владислав стал активно участвовать в выставках авангардистов, а в начале 1919 года вернулся в Минск и стал работать в Отделе изобразительного искусства Народного комиссариата просвещения. Принял участие в авангардистском оформлении Минска.
Осенью 1919 года был приглашен в Смоленск в качестве руководителя сектора искусства в Отделе образования. Летом 1920 года сюда из Москвы перебралась Катя Кобро. Став сторонником супрематизма, Владислав создал и возглавил в Смоленске филиал УНОВИСа («Утвердители нового искусства»), которым в Витебске руководил Казимир Малевич. В этом городе Владислав и Екатерина Кобро решили пожениться и зарегистрировали свой брак. В 1922 году молодая семья переехала в Вильно к родным Владислава, где начался новый этап в его творчестве. Став первым художником–унистом, Стржеминский в 1928 году он опубликовал свою работу «Унизм в живописи».
В 1923-1924 годах художник жил в Вилейке и преподавал рисунок в местной гимназии имени Г.Сенкевича. Здание сохранилось и ныне там расположился Вилейский районный центр дополнительного образования детей и молодежи.
Осенью 1931 года Владислав Стржеминский с женой переехал в Лодзь. Объединив вокруг себя единомышленников, они создали в городе Музей современного искусства. В 1936 году радостное событие произошло в семье: родилась дочь Ника.
Вторая мировая война нарушила мирную жизнь: в поисках спасения Стржеминский вернулся в Вилейку. Здесь жил брат Владислава Валерьян с женой Викторией. Художник снова стал преподавать в гимназии и активно включился в культурную жизнь города. В это время он создает свой знаменитый графический цикл рисунков «Западная Беларусь».
Жизнь в этот период была для семьи тяжелой. Денег, которые зарабатывал Стржеминский в гимназии, на жизнь не хватало. Катерина постоянно подрабатывала: массажировала ноги парализованных состоятельных людей, промывала пролежни или ожоги водой с уксусом, вырезала вросшие ногти, что по сравнению с рубкой дров или перевозкой их на санках на расстояние 3-5 км, казалось ей не таким уж и тяжелым делом. За работу люди давали картошку, крупу, яйца или позволяли взять часть привезенных дров. Когда было скользко и Владиславу было тяжело передвигаться, Катерина привозила мужа после уроков из гимназии.
Прожив в Вилейке 9 месяцев, в мае 1940 года Стржеминские, используя немецкие корни Екатерины, вернулись в Лодзь, где уже хозяйничали немцы. Художник продолжил работу над новыми графическими листами: «Депортация», «Лица», «Война домам» и др. Работал тайно, так как немецкие власти преследовали сторонников новаторского искусства. После освобождения Польши в 1945 году художник передал свои картины и 7 циклов рисунков Музею современного искусства. В 1945 году Стржеминский стал преподавать в Высшей школе пластических искусств г.Лодзь. В 1950 году был уволен с работы за свои взгляды, так как выступал за охрану независимости художественного творчества. Художник снова переживает тяжелое время нужды и непризнания.
25 декабря 1952 года Владислав Стржеминский умирает от туберкулеза. Его жены Екатерины не стало годом раньше.
С конца 50-х годов началась официальная реабилитация Владислава Стржеминского в культурной политике Польши. Пропагандистом творчества отца стала дочь Ника, издавшая в Польше книгу «Любовь, искусство, ненависть…».
В 1993 году, когда праздновалось 100-летие со дня рождения Владислава Стржеминского, была проделана большая работа по увековечиванию его памяти в нашей стране. В Национальном художественном музее Беларуси прошла международная конференция «Владислав Стреминский на Родине». В мае 2013 года в Вилейке был проведен пленэр, посвященный творчеству этого художника-авангардиста. Скульптурную композицию с элементами унизма в горельефе, которая полностью определяет его творчество, выполнили Федор Саратцев и Станислав Шешков и посвятили памяти Владислава Стржеминского.
В 1994 году впервые в Беларусь приехала дочь художника Ника. Она побывала в Минске и не скрывая свои эмоции, заявила: «Счастьем было уже прикоснуться ступнями до той земли, по которой мальчишкой ходил мой отец». После Минска она навестила Вилейку, и отметила, как точно отразил отец это местечко в своих чрезвычайно лаконичных рисунках «Западная Беларусь».
Имя Владислава Стржеминского постепенно возвращается в историю и культуру Беларуси.
Источники:
- СБ. Беларусь сегодня. 1-7.12.2011
- Оборона крепости Осовец. Свечников М.С., Буняковский В.В, Нижний Новгород, 2016
- Белая гвардия Белой Руси. Авт.-сост. Н.Н.Малишеский. М., 2017
- Вiлейскi павет Выпуск 3. Мн., 2017
- Художественные сокровища Вилейского края. Автор-сост. Чеботарь С.Г. Мн., 2004