На северо-западе Минской области в обворожительном Нарочанском крае среди густых хвойных лесов и голубых озер находится город Мядель. Название Мядель носит и озеро, расположенное севернее города. Большинство исследователей считают, что наименование этого водоёма было перенесено впоследствии и на возникшее рядом с ним в X веке приграничное поселение Полоцкого княжества.
Древний Мядель в исторических документах известен под разными названиями: Мядзел, Мядзела, Медзнол, Мядзюль, Мядзкол, Медело. В балтских языках подобные слова употребляются в значении «лес», «дерево». Интересно, что древнепрусское слово median (дерево) родственно русскому и белорусскому слову межа (мяжа) и древнеиндийскому medius (середина). Таким образом, еще до возведения укреплений на острове, само озеро Мядель понималось как «порубежное, пограничное озеро» или «озеро среди пограничного леса», так как оно разделяло земли славян и балтов.
Возникшее на озере поселение имело деревянные укрепления и отсюда получается, что Мядель – это «лесной, деревянный замок».
Первое письменное упоминание о крепости Мядель зафиксировано 22 сентября 1324 года в послании великого князя Гедимина:
«Гедимин, король литовцев и русских. 1324г.
Досточтимым во Христе отцам и господам епископам дерптскому, эзельскому и наместнику земли ревельской, а также ратманам города Риги и всем остальным, пребывающим с нами в мире, шлем свою дружбу и милость.
Мы извещаем вас, всех и каждого, и сетуем с болью в сердце, что мир, который был установлен между нами и скреплен с обеих сторон посланиями и утвержден господином папой, теперь без всякой вины нашей враждебно нарушен крестоносцами — братьями Тевтонского ордена, которые, не соблюдая условий договора и пренебрегая тем, что они должны были уведомить [нас], за два месяца до того, как пожелают нарушить мирный договор, и не задумываясь о справедливости, нанесли огромный ущерб подвластным нам землям…
Также они, пожалуй, захватили бы нашу крепость Медело, не будь она так сильно укреплена…»
Современный город Мядель расположен не на своем первоначальном месте. В первой половине XV века поселение было перенесено с острова Замок на озере Мядель на северный берег озера Мястро. Видимо, это случилось после нескольких эпидемий чумы и холеры, уничтоживших большую часть жителей поселения. Оставшиеся в живых покинули его, и поселившись на берегу соседнего озера Мястро, сохранили старое название.
Этот Мядель известен в письменных источниках с 1454 года как населённый пункт Виленского воеводства.
В XV веке на острове (тоже с названием Замок) озера Мястро стал возводиться Мядельский замок, который просуществовал до XVIII века и был разрушен во время Северной воины 1700-1721гг.
Согласно преданиям, в давние времена на островах озер Нарочь, Мядель и Мястро возникли замки. Не зря до сих пор на этих озерах есть острова с названием «Замок». Доктор филологических наук Алексей Михайлович Ненадовец в своей книге «Мiншчына у легендах i паданнях» приводит такую легенду.
Современный Мядель некогда окружали три высоких и мощных оборонительных сооружения, которые стояли на отдельных островах. Название у каждого замка было свое: Мядель, Мястро и Нарочь.
Руководили строительством заморские зодчие, а всю работу выполняли местные люди, которых принуждали силой возводить эти замки. Многие семьи так и не дождались своих мужчин со стройки, так как строительство продолжалось десятилетиями. Некоторые, подорвав своё здоровье, там и умирали. Хоронили их где придется. Иногда просто замуровывали вместе с камнями-глыбами в стены. Позже появилось предание, что в святые ночи (ночи больших религиозных праздников) те места, где были замурованы покойники, светились. Некоторые утверждали, что это невинные души умерших прощались с живыми и напоминали, что они умерли не своей смертью.
На тех местах, где когда-то стояли замки, сохранились полуразрушенные фундаменты, остатки некогда мощных рвов. Вот только нигде нельзя увидеть остатков стен и даже камней от них. Дело в том, что после того как эти оборонительные сооружения стали разрушаться, эти камни невероятным образом стали возвращаться в те места, откуда их сюда привезли. Связано это явление, еще с одним преданием, согласно которому главная хозяйка этих земель и, соответственно, построек, чем-то очень сильно прогневала Бога. Поэтому Бог сделал так, что оставались от построек только фундаменты, а все остальное, каменное, разрушалось и исчезало. Основание этих замков народное предание связывает с именем королевы Боны. Но это уже другой рассказ…