Имение Сёмково и его хозяева

Сёмково ныне небольшая деревня Папернянского с/совета. Согласно одной из гипотез название произошло от имени Семён, Сёмка. Предполагают, что, возможно, это был сторонник Витовта – Сенька Гедигольдович, который ездил в Рим за короной для Витовта.

В XVI веке Сёмков принадлежал князьям Соломерецким. В 1640 году он перешел в качестве приданого к подкоморию (подкоморий земский – председатель подкоморского суда, который рассматривал земельные споры шляхты и другие дела в каптуровом (временном) суде) мстиславскому Богдану Стеткевичу (Статкевичу)-Завирскому, женой которого была Елена Соломерецкая.

Семейная пара была хорошо известна своими щедрыми пожертвованиями на строительство монастырей и храмов. С помощью князя Богдана Стеткевича, его матери Анны из Огинских, а также жены Елены были возведены Барколабовский Вознесенский женский монастырь в селе Борколабово Могилевской губернии, Оршанский Кутеинский Свято-Успенский женский монастырь, Буйничский Свято-Духов мужской монастырь недалеко от Могилева.

Богдан Стеткевич и Елена Соломерецкая

В 1623 году они выделили свое имение Кутейно (юго-западная окраина Орши при впадении реки Кутеинки в Днепр) для строительства Кутеинского Богоявленского православного монастыря. Когда художники его расписывали, то в многофигурные композиции на библейские и евангельские сюжеты включили и несколько исторических местных реалий того времени, в том числе и портреты основателей монастыря – Богдана Стеткевича и его жены Елены Соломерецкой. Кутеинский монастырь славился своей типографией, ставшей центром белорусского кириллического книгопечатания. Она тоже финансировалась супругами. Основал типографию в 1630 уроженец Могилева Спиридон Богданович Соболь, до этого основавший типографию в Киеве. Среди книг, изданных в этой типографии, и «Букварь» (1631). Княгиня Елена Соломерецкая была похоронена в Кутеинском Богоявленском монастыре.

Ренессансная усадьба Соломерецких в Сёмкове известна по инвентарю 1646 года. Усадебный дом, как и дом эконома, был одноэтажным. Он состоял из двух половин, включающих жилое помещение, кладовую и тамбур. Эти половины соединялись сенями и в каждой были печи из зеленых кафель и камины. Небольшое простое здание украшал двухэтажный башнеподобный объем под шатровой крышей – характерный элемент эпохи. Размеры усадьбы говорят о состоятельности владельцев. Кроме жилых построек она включала много хозяйственных: коровник, три амбара, кухня, погреб, пекарня, воловня, бровар (винокуренный завод), совмещенный с баней и другие.

Адам Хмара

В XVII – начале XVIII века владельцы имения очень часто менялись, до тех пор, пока в 1755 Михаил Сапега не подарил его Адаму Хмаре герба Кривда. Адаму Хмаре удалось совершить блестящую карьеру – от должности ловчего (следил за порядком в лесах, в которых охотился его пан; распорядитель охоты) до минского воеводы. И такому успеху тоже способствовали Сапеги. Став хозяином Сёмкова, Адам Хмара построил здесь великолепный дворцово-парковый комплекс.

В 1770-е годы на белорусских землях еще не было зодчих работающих в стиле классицизма. Поэтому можно было либо привлечь представителей старшего поколения, работающих в барочно–классицистическом направлении, служащих у короля и магнатов, таких как И.Беккер, Дж.Сакко, К.Шильтгауз, либо пригласить новых.

Осуществил такое приглашение известный художник Францишек Смуглевич, один из первых представителей классицизма в Речи Посполитой. Он учился в Риме в Академии Св.Луки, и, вероятно, там познакомился с архитектором Карло Спампани (1750-1803). Молодые люди подружились и Ф.Смуглевич заинтересовал зодчего перспективами работы на землях ВКЛ.

Сведений о Карло Спампани не очень много, но точно известно, что в 1770-1773 годах он находился в Вильно, преподавал в иезуитской академии и следил за строительством новых зданий. Скорее всего он, в отличие от своего старшего брата Джованни Батиста Спампани, Академию Св.Луки в Риме не закончил, так как приехал на земли ВКЛ в 1770 году в возрасте двадцати лет. Съездив на короткое время на родину в середине 1775 года К.Спампани приехал на белорусскую землю, чтобы остаться здесь навсегда.

Усадебный дом Хмары в Сёмково

Среди его заказчиков были подлинные ценители и знатоки искусства классицизма, такие, например, как архиепископ И.Массальский. Проектировал Спампани для представителей просвещенной шляхты, желавших иметь у себя современное, в «римском» стиле жилище. Именно таким был Адам Хмара, ставший первым заказчиком Карло Спампани на белорусской земле.

Судя по документам и архитектуре здания, его строительство было начато до приезда Спампани на белорусские земли, в 1771-1772 годах. Зодчий изменил частично постройку, введя элементы классицизма. В архитектуре усадебного дома присутствовали также элементы барочно–рокайльной системы: высокая «польская» изломанная крыша, изящно очерченные люкарны (небольшой круглый оконный проем в крыше) на ней, граненый выступ зала со стороны парка. Однако среднюю часть главного фасада уже занимает четырехколонный портик (монументальный навес на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание, завершенный фронтоном). Возможно, это первый портик в стиле классицизма в усадебном зодчестве Беларуси. Адам Хмара лично утверждал детали архитектуры и оформление интерьеров. В дворце было несколько залов, в том числе и Королевский зал, в котором присутствовал, находясь в гостях у минского воеводы, последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский. Интерьер дворца был богато украшен лепниной, золочеными люстрами, обставлен дорогой мебелью. Камины были сделаны из редкого черного мрамора.

После проектирования усадьбы для минского воеводы у Спампани появилось много заказчиков, особенно в окрестностях Минска. Он спроектировал и построил усадебные дома в Заславле для Д.Пшездецкого, Кухтичах для генерал-камергера К.Завиши, Бенице для генерала Т.Коссела и создал проект одной из лучших загородных резиденций в Речи Посполитой – усадьбы Ю.Шитта в Юстиньянове возле Дриссы. Все эти постройки не сохранились и известны в основном благодаря рисункам Н.Орды.

Карло Спампани не ограничивался ролью создателя проектов, но и способствовал широкому распространению на белорусских землях предметов античной культуры, знаний о них. Через своих мать и брата, а также подключив к этому делу Ф.Смуглевича, Спампани получал из Италии книги об архитектуре и искусстве, предметы декоративного искусства. Все это находило спрос в среде любителей и коллекционеров предметов старины, среди которых был и Адам Хмара, в имении которого были большая нумизматическая коллекция, собрание икон, картин, библиотека, насчитывающая более 8000 томов.

Хмара был человеком новой эпохи. Он отличался активностью и стремлением преодолеть экономическую отсталость края, инициировал строительство на территории воеводства мельниц, кирпичных заводов, продавал хлеб в Пруссию. В 1755 году Адам Хмара купил у Михала и Александры Сапег имение Затень и стал владельцем обширных угодий в десять тысяч волок. В отличие от многих представителей шляхты, интересовался жизнью своих крестьян. В «Инструкции для эконома» указывал относиться к ним терпеливо и несурово.

После раздела Речи Посполитой, он в составе делегации присягал Екатерине II, от которой позже получил титул тайного советника и орден Александра Невского. Адам Хмара известен также как фундатор строительства многих костелов. В одном из них, в Дуброве Молодечненского района, последний минский воевода времен Речи Посполитой и был похоронен. На территории имения А. Хмара совместно с братом установил гранитную плиту в память о родителях, которая со временем была утеряна и обнаружена во время расчистки усадьбы в 2002 году. На плите сохранились надписи на польском языке, которые помимо прочего содержат биографические сведения о родителях Адама Хмары.

Последним владельцем имения в Сёмково стал Ромуальд Хелковский. Он построил в 1902 году около имения винокурню, на которой в 1905 году работал Янка Купала. В Сёмково работал и Якуб Колас. Здесь венчались родители Максима Богдановича.

В советские времена местные власти разместили в усадьбе школу-интернат. Не в самом дворце, находившемся в полуразваленном состоянии, а в построенных на территории имения корпусах. Но история о школе –интернате и ее воспитанниках – это отдельный рассказ.

Источники:

  1. Зодчество Белоруссии XVI-середины XVII вв. Якимович Ю.А. Мн., 1991
  2. Збор помнiкау гiсторыi i культуры. Мiнская вобласць. кн 2. Мн., 1987
  3. Стили и направления в архитектуре Беларуси второй половины XVIII – первой половины XIX века. Морозов В.М., Мн., 2016
  4. Усадьбы Минщины. Федорук А.Т. Мн., 2000
  5. Садово-парковое искусство Белоруссии. Федорук А.Т. Мн., 1989

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.