Прежде чем рассказать о городе Каменец и его знаменитой «Белой веже», познакомимся вкратце с историей и преданиями юго-западных земель нынешней Беларуси, имеющим прямое отношение к истории и Каменца и Бреста.
В XIII веке эти территории входили в состав Галицко-Волынского княжества и принадлежали двум родным братьям – Даниле и Василько. У старшего, Данилы, было четверо сыновей – Лев, Роман, Мстислав и Шварн, а у младшего, Васильки – один Владимир.
Правители соседних княжеств остерегались дружных братьев или старались породниться с ними. Племянница литовского князя Миндовга была выдана замуж за овдовевшего Данилу, а дочь Миндовга стала женой Шварна. Однако даже после этих брачных союзов, отношения между Галичем Данилы и «Литвой Миндовга» были напряженными.
В 1263 году князь Василько сосватал для своего единственного сына Владимира у Романа Брянского дочь Ольгу. Когда в Брянске готовились к свадьбе, вдруг пришла тревожная весть: к городу движется войско Миндовга. Князь Роман вышел с дружинниками навстречу врагу и разбил войско неприятеля. Свадьба состоялась, но по-прежнему тревогу вызывала возможность новых нападений. Однако междоусобная война литовских князей привела к заговору и убийству самого Миндовга. В Хронике Литовской и Жмойтской сказано, что это была месть князей Довмонта и Тройнята за то, что Миндовг отнял у Довмонта жену и «приневолил» жить с собой, когда умерла его собственная жена – родная сестра жены Довмонта. В княжестве Литовском стал править Тройнята. Осознавая то, что он долго не продержится, галицкие князья стали присматриваться к старшему сыну Миндовга – Войшелку, который в это время жил и молился под Новгородком (Новогрудком) в Лавришевском монастыре.
В свое время Миндовг отправлял Войшелка в Галич к Даниилу Романовичу и его брату князю Василько, демонстрируя тем самым свои добрые намерения к галицким князьям и желая выиграть время для дальнейшего противоборства с ними.
Войшелк в Галиче принял православие и подстригся в монахи. Поверив, что князь действительно решил служить Богу, Даниил отпустил его на родину. Вернувшись в княжество Литовское, князь-монах построил Лавришеский монастырь и жил в нем до смерти отца. Узнав о его гибели, Войшелк включается в борьбу за власть и становится великим князем литовским. Он отомстил за смерть отца, захватил после смерти Даниила Романовича ряд галицко-волынских замков и стал посягать на Волынь, что очень беспокоило Льва Даниловича.
В декабре 1267 года Лев Данилович пригласил князя-монаха в гости в город своего дяди Васильки – Владимир–Волынский. Предчувствуя что–то нехорошее, Войшелк попросил Васильку позаботиться о его безопасности. Василько поклялся, что гостю никто не причинит вреда. После застолья гостя отправили ночевать во Владимирский мужской монастырь, но вскоре туда явился захмелевший Лев Данилович, якобы для продолжения пира. Немного пображничав, он стал обвинять его в обмане, спровоцировал ссору и напал с саблей на Войшелка. Умирающий князь-монах успел проклясть город и его правителя, слову которого он поверил. Был проклят и весь род Васильки. Узнав о трагедии в монастыре, Василько, непричастный к содеянному Львом, был в отчаянии. Желая отвратить Божью кару от своего рода, он постригся в монахи, стал отшельником, жил в пещере, питался хлебом и водой и постоянно молился. Умер Василько через полтора года после гибели Войшелка. Вся тяжесть родового проклятья легла на его единственного сына Владимира.
Летописцы восторженно отзывались о молодом князе Владимире Васильковиче: «Се благоверный князь Володимир ростом был высок, плечами велик, лицом красив, волосы имел желты, кудрявы, бороду стриг, руки имел красивы и ноги. Глаголил ясно от книг, зане был философ велик и ловец хитр, кроток, смирен, правдив, не мздоимец, нелжив, татьбы (вражду) ненавидел. Пития же не пил от младенчества своего… В крестном целовании стоял … паче же милостынею был милостив».
О его жене Ольге Брянской летописец пишет, как о «доброй», «милой» и «разумной». Супруги любили друг друга любовью тихой и светлой.
Чтобы спастись от рокового проклятья Владимир решил посвятить свою жизнь деятельному добру. Княгиня поддержала мужа, поклялась ему помогать и поддерживать во всем. Взор Владимира обратился на храмы Волынской земли. Он помог обустроить церкви Бельска, Владимира, Перемышля, Чернигова, Луцка. Вместе с женой построил несколько новых храмов. Княгиня вышивала хоругви церковные для церкви святого Георгия в Любомли, а князь собственноручно переписал для нового храма несколько фолиантов, среди которых «Четьи –Менеи» (сборник житий святых в 12 томах – на каждый месяц по тому). Великолепны были колокола, подаренные храму: «дивны слышанием, таких же не бывало во всей земле».
Занимался князь Владимир и обустройством порубежных границ княжества, укреплением своих городов. Старые крепости Владимира-Волынского и Бреста нуждались в усилении, так как и западные соседи и Литва не прочь были их захватить.
Проклятье рода давало о себе знать: детей у Владимира и Ольги не было, хотя лекари никаких болезней не находили. Однажды Ольга познакомилась с бедной многодетной женщиной, которая горевала о скором появлении у неё ребенка, который будет для нее в тягость. Княгиня попросила отдать дитя, которое родится ей, чтобы заботиться о нем как о родном. Так в княжеской семье появилась девочка, которую счастливый князь Владимир назвал Изяславой.
Женщины подсказали княгине как надо поступить, чтобы загаданное желание обязательно сбылось: нужно наугад открыть Библию, прочитать первый попавшийся стих и действовать в соответствии с тем, что там будет написано. Ольга рассказала все мужу. Он взял в руки Библию и раскрыл ее на пророчестве Исайи: «Дух Господень на мне… Воздвигни города пусты…»
И загорелся князь Владимир Василькович строить новый город на пустых землях. Больше всего для этого подходили обширные территории на запад от Бреста. Он направляет своих людей во главе с известным «градорубом» Олексой (Алексой), который еще при отце его Васильке Романовиче многие города «рубил», на челнах вверх по реке Лесна (ныне Лесная) для поиска удобного места под строительство нового форпоста. Олексу привлек пригорок на левом берегу реки, окаймленный глубокими оврагами. Вскоре князь со слугами и боярами собрался посмотреть найденное Олексой место. Оно ему понравилось, и приказал Владимир Василькович расчистить площадку и приступить к строительству. Вот как пишет об этом событии Ипатьевская летопись: «За Берестьем сруби город на пустом месте, нарицаемом Льстне и нарече ему имя Каменец, – зане бысть земля каменна…».
С историей города Каменец тесно связана история Каменецкой башни или Каменецкого столпа. Каменец был заложен в 1276 году, а исходя из сведений, приведенных в Ипатьевской летописи, башню «помуровали» между 1276 и 1288 годами.
О городе и знаменитой Каменецкой башне будет следующий рассказ.