1981 год вошел в историю белорусской литературы как «год Максима Богдановича». В стране отмечали 90-летие со дня его рождения: о нем писали, говорили и показывали фильмы, проводили вечера памяти. В апреле, по приглашению молодеченцев, группа писателей во главе с Нилом Гилевичем поехала в Ракутёвщину на посадку сада. Совместно со школьниками и общественностью было высажено семьдесят деревьев, в знак того, что прошло столько лет со времени приезда сюда Максима Богдановича. Завершив работу, Нил Гилевич спросил у присутствующих: «А как мы его назовем?» Ни у кого не было других вариантов, кроме одного – Максимов сад. Название получилось очень ёмкое и символичное: в нем вся история жизни и творчества молодого, талантливого и так рано ушедшего поэта.
Путь его на литературный Олимп был не легким: взлеты и падения, критика и обвинение в формализме и только в 80-е годы его творчество и общественная деятельность были оценены по достоинству.
Наш рассказ о тех, кто был с ним рядом на протяжении его короткой жизни, кто помогал сформировать грациозную крону деревьев его духовного сада, кто подпитывал живительной силой, кто вдохновлял на творчество и помогал найти силы, когда болезнь сводила их на нет. Проносились и мрачные тучи над его садом, подавляющие вдохновение и омрачающие жизнь, вызывающие боль и переживания, что отражалось в стихах Максима. Но от этого они стали еще ярче и проникновеннее.
Самым близким и дорогим человеком Максиму была его мама. Мария Афанасьевна (1869-1896) родилась в Игумене (ныне г.Червень). Ее отец Афанасий Иванович Мякота, по воспоминаниям Адама Богдановича, мелкий чиновник (губернский секретарь), служил смотрителем игуменской уездной больницы (в современном понимании—заведующим хозяйственной частью). Уже в зрелом возрасте, он, похоронив свою первую жену, посватался к 17-летней Татьяне Осиповне Малевич. Это была веселая девушка, хорошо играла на гитаре и пела, любила танцевать. Вместе с сестрами училась у домашних учителей. Жила семья в достатке, хотя после смерти матери стало тяжелее.
Накануне сватовства, Татьяна поссорилась со своим избранником – семинаристом Руберовским. Некоторое время они не встречались, демонстрируя друг другу свой характер. И именно в это время посватался вдовец Афанасий и… Татьяна дала согласие. Родственники пытались отговорить её от скоропалительного решения, но безуспешно. Кавалер ничего не знал, и поэтому тоже не мог повлиять на ход событий. Отец – сельский священник, переживал настолько сильно, что, когда благословлял дочь, долго не мог поднять дрожащими руками икону, чтобы выполнить ритуал.
Венчание состоялось. Во время свадьбы внезапно появился возлюбленный, узнавший о происходящем, но невеста не захотела опозорить себя и особенно отца и гулянья продолжились. Значительно позже бабушка Максима будет сожалеть о своем поступке и скажет, что если бы Руберовский появился на несколько часов раньше, свадьба не состоялась бы.
О своей жизни с Афанасием Ивановичем Татьяна Осиповна не любила рассказывать. Жилось не сладко. Семья росла: один за другим родились четыре дочери и сын. Муж зарабатывал немного, а потом еще и болезнь приковала его к постели. После смерти Афанасия Ивановича в 1879 году на руках у Татьяны Осиповны осталось пятеро детей и практически не было средств к существованию. Марильку (Марию) и Александру удалось пристроить в детский приют, куда брали детей с семи лет. Туда же попадет и сынок, но там закончится его жизнь (судьба детей представлена со слов Анны Киприановны, дочери младшей сестры Марии – Анны Осиповны). С двумя детьми на руках, без своего хозяйства Татьяне Осиповне пришлось браться за любую работу, тем более, что в таком небольшом местечке как Игумен её и так найти было трудно.
Из детей больше всего повезло Марии. Попечительницей Минского сиротского приюта была жена губернатора. Однажды на рождественском вечере она обратила внимание на красивую русоволосую девочку и забрала ее к себе. Девочка стала учиться в минском Александровском женском училище и жить в губернаторском доме. Выпускные экзамены по всем предметам она сдала на «отлично». Стараниями Петровой Александры Михайловны, впечатленной успехами девочки, Мария в 1886 году продолжила учебу в Петербургской земской учительской школе. Очень обрадовалась Татьяна Осиповна такому развитию событий, надеясь, что когда Марилька выучиться и станет работать учительницей, то обязательно заберет её из богодельни, куда она попала не от хорошей жизни.
Однако учебу Марии не удалось закончить. Будучи на каникулах в Минске, девушка познакомилась с Адамом Богдановичем. 30 октября 1888 года в местечке Хмарин-Городок Минского повета в церкви Рождества Пресвятой Богородицы состоялось венчание Марии и Адама. Мария вернулась в Минск, где 6 марта 1890 года у Богдановичей родится первенец Вадим, а 1891 году Максим.
К сожалению, счастливый минский период скоро закончился. У Адама Богдановича, когда он находился в преподавательской училища, пошла горлом кровь. Диагноз был неутешителен – туберкулез. Нужно было искать новую работу, так как как с детьми работать было уже нельзя. В Минске ничего подходящего не нашлось, и семья в июле 1892 года переехала в Гродно. Здесь, на улице Садовой, (ныне М.Богдановича) в стенах большого деревянного дома с мансардою и мезонином проходило детство Максима и Вадима Богдановичей в 1892-1896 годах. Адам Богданович стал работать в Гродненском отделении Государственного поземельного крестьянского банка, где числился помощником бухгалтера, но вел все банковское делопроизводство. Много внимания он уделял общественным и культурно-просветительским делам. Был членом правления городской публичной библиотеки. В «Гродненских губернских ведомостях» печатал статьи и рецензии на театральные, педагогические и литературные темы. В Гродно вышли на русском языке его этнографические исследования.
Мама, Мария Афанасьевна (1869-1896) увлекалась музыкой, педагогикой, литературой. Пробовала писать и опубликовала в губернской газете рассказ «Накануне Рождества» (в основу рассказа была положена судьба матери). В их квартире собиралась местная интеллигенция – учителя, врачи, офицеры. Музицировали, читали, спорили. Много внимания уделялось детям. Их занятия, игры, прогулки, приобщение к книге, народным сказкам, природе – все считалось очень важным делом. Через два года родился Лева. Лишенная в детстве многих радостей, Мария Афанасьевна всю свою теплоту отдавала детям. Они стали смыслом ее жизни, её радостью и надеждой. Она не оставляла их ни на одну минуту, а «выходы в свет» были для молодой матери настоящим испытанием.
В 1895 году Мария Афанасьевна вместе с детьми несколько месяцев гостевала у своей старшей сестры Степаниды и её мужа Франца Секержицких, которые проживали в имении Вязье (ныне деревня Вязье Осиповичского района). Отсюда она пишет письма Адаму в Гродно, в которых с большой любовью подробно рассказывает о поведении и забавах детей, о жизни в деревне, о происходящих здесь событиях.
К сожалению, Марии Афанасьевне было отпущено очень мало времени для жизни. После рождения дочери Нины в мае 1896 года она почти сразу слегла. Семья переехала на улицу Полевую (ныне Карбышева) и, возможно, что переезд произошел незадолго до смерти Марии Афанасьевны по той причине, что Адам Егорович хотел улучшить квартирные условия и поддержать таким образом больную жену. Туберкулёз погубил её очень быстро. Она умерла 4 октября 1896 года на 28-м году жизни. Похоронили Марию Афанасьевну на городском православном кладбище возле часовни. В ноябре Адам Богданович с четырьмя детьми переехал в Нижний Новгород. Здесь умерла восьмимесячная дочка Нина, которая была похоронена на Петропавловском кладбище. Могила матери Максима Богдановича осталась недосмотренной и забытой. «Была поручена опеке моих друзей, – так писал Адам Богданович. Но ни друзья, ни тем более неумолимое время не сохранили могилу. В послевоенное время на месте могилы уже не было никакого знака. Только в 1986 году гродненские почитатели таланта Максима Богдановича нашли и обновили место упокоения Марии Афанасьевны. Потеряв мать, будущий поэт надолго попрощался с родиной, но никогда её не забывал.