В предыдущей статье мы остановились на том, что в годы Великой Отечественной войны в боях участвовало более восьмисот самолетов Су-2. Бомбардировщик Су-2 был необыкновенным во всех смыслах: вид как у истребителя, маневренный, легок в управлении, скорость до 400 км в час. Главное его достоинство – необыкновенная живучесть, что спасло жизнь многим летчикам. Он мог лететь с десятками дыр в крыльях и фюзеляже и не хотел гореть! Никогда не вспыхивал факелом, даже если был пробит бензобак – спасала углекислая защита. Особое достоинство самолета – мог сесть и взлететь без аэродрома – с любого ровного поля. Летчикам нравилась и закрытая теплая кабина. Они любовно назвали самолет «сушкой».
Секретность, которой был окружен Су-2 в предвоенное время, и его необычный силуэт приводили к тому, что немцы иногда принимали советский бомбардировщик за свой истребитель.
Из-за внешнего вида машина не раз попадала в неординарные ситуации, а однажды даже была сбита самим … Покрышкиным. Об этом случае поведал летавший во время войны на Су-2 Герой Советского Союза (тоже беларус) Иван Пстыго. Будущий маршал авиации рассказал об этом эпизоде однокурсникам Академии Генерального штаба, среди которых был и Покрышкин. Выслушав рассказ, легендарный летчик, будущий маршал авиации и трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин попросил повторить его и смущенно признал: «Это был я… вид совсем необычный, подумал, что фашист».
Накануне войны Павел Осипович сконструировал и Су-1 – истребитель, превосходивший в то время по своим характеристикам все аналогичные самолеты мира. Но в войска он не попал, так как не было надежных турбокомпрессоров. Техническая мысль конструктора опережала реальные возможности заводов. По этой же причине не началось серийное производство и истребителя Су-3. Потом Сухой сделал самый мощный в мире штурмовик Су-6, который превосходил даже знаменитый Ил-2, а по скорости не уступал истребителям. Но опять же в серию не пошел, потому что с боевыми задачами хорошо справлялся и Ил-2, а на выпуск двух штурмовиков не хватало ни сил, ни средств. Однако за эту разработку Су-6 в 1943 году Павел Осипович получил Сталинскую премию.
В конце войны П.О.Сухой работал над самолетами с реактивными ускорителями, способными летать со скоростью 800 км час: Су-5 и Су-7. По заказу артиллеристов за 150 дней был создан корректировщик Су-12. Но в серийное производство они тоже не пошли. Наступала совершенно новая эпоха: эпоха реактивной авиации, а вместе с ней и новый этап в жизни Павла Осиповича.
В 1945 году ОКБ Сухого первым приступило к созданию реактивных самолетов. В ноябре 1946 года на испытания вышел первым реактивный истребитель Су-9. В нем было много технических новшеств: среди которых стартовые пороховые ускорители, воздушные тормоза и впервые в мире катапультируемое сиденье летчика и посадочный тормозной парашют! При посадке, едва коснувшись колесами земли, выпускался тормозной парашют, Су-9 останавливался, не пробежав и половины посадочной полосы. На такие необычные посадки собиралось, как на зрелище, много аэродромного люда. Сухому в шутку советовали брать плату за просмотр этих «аттракционов».
На доводку машины ушло много времени и снова ситуация повторилась. Реактивные МиГи-9 и Яки-15 появились на полгода раньше и были запущены в серийное производство. Су-9 и Су-11 не были приняты на вооружение. А истребитель-перехватчик Су-15, развивавший скорость до 1000 км в час, при испытаниях в 1949 году потерпел аварию. Конструкторское бюро решили закрыть. Это был время, когда сокращалась армия и уменьшались расходы на вооружение. По этой же причине был законсервирован четырехмоторный реактивный бомбардировщик оригинальной конструкции Су-10. И еще одна новинка была на то время у Павла Осиповича: истребитель Су-17, впервые рассчитанный на сверхзвуковую скорость и с совершенно новым для мировой авиации способом спасения летчика – катапультируемой герметичной кабиной. Но …
Весной 1953 года Сухого неожиданно вызвали в Совет Министров и предложили восстановить его конструкторское бюро. КБ Сухого получило задание создать фронтовой истребитель со стреловидным крылом и истребитель перехватчик с треугольным. Но было поставлено одно условие: машины должны превысить достигнутый на то время предел скорости в 1500 км в час. В США проходили летные испытания истребители серии «F»: F-100, F-101, F-102…
Новые Су должны были летать со скоростью не менее 1 800 км в час. Вскоре был утвержден проект реактивного Су-7, хотя некоторые члены научно-технической комиссии эту необычную машину подобную на длинную сигару с кабиной пилота в передней части фюзеляжа и одним двигателем в хвосте назвали технической фантазией Сухого. Через два года три машины были готовы к испытательным полетам. Но скорость была не 1800, а 2000 км в час, и поднимались они на высоту 19000 метров. Правительственные задания были с лихвой перевыполнены. Павел Осипович получил орден Ленина.
Следующее детище главного конструктора должно было совмещать уже в реактивном самолете способность вести бомбардировки с любого маневра, набирать высоту и одновременно выполнять сложные фигуры высшего пилотажа, пушками и ракетами поражать наземные цели и защищаться от истребителей противника. Практически нужно было совместить возможности бомбардировщика, штурмовика и истребителя. Уникальная машина, ставшая легендой советских ВВС, получила название Су– 7Б. Она поражала не только своими боевыми возможностями, но и маневренностью. Когда Генеральный конструктор рядом с колесами на шасси разместил небольшие «лыжи», самолет стал взлетать и садиться на грунтовые аэродромы. В архиве КБ сохранилась кинопленка, на которой показано, как мощный трактор «С-80» вытаскивает из грязи забуксовавший бензозаправщик, а в это время Су–7Б объезжает застрявшую технику, и уходит на взлет.
Однажды, во время войсковых испытаний, летчик почувствовал, что машина плохо реагирует на действие ручки управления и благополучно катапультировался. Удивление вызвало то, что без пилота приземлился и самолет, получив незначительные повреждения. Таковы были планерные качества Су–7Б, прослужившей в ВВС более 20 лет. За его создание П.О.Сухому было присвоено в 1957 году звание Героя Социалистического Труда.
Впереди были еще многие открытия и новые самолеты: в 1966 году поднимется в воздух первый советский самолет с изменяемой геометрией крыла, будут установлены рекорды высоты и скорости полета. Под его руководством разработано более 50 конструкций самолетов, из которых более 20 выпускались серийно. Благодаря Павлу Осиповичу Сухому авиация стала сверхзвуковой, ракетоносной, независимой от погоды.
Генеральный конструктор получит новые ордена и еще одну звезду Героя Социалистического Труда. А вот звание академика Павел Осипович не получил. Конструктор А.М.Люлька, на двигателях которого летали самолеты О.П.Сухого, был академиком, а Павел Осипович – нет. Тот же Люлька писал, что созданные Сухим образцы военной техники на острие науки, на грани научной фантастики. Другой академик—известный авиаконструктор О.К.Антонов, «отец» многочисленного семейства «Аннушек» и «Антеев», утверждал, что «П.О.Сухой в науке был все-таки выше всех нас» и называл Сухого «квинтэссенцией нашей авиации». Как сказал о всепогодном истребителе–перехватчике Су-15 дважды Герой Советского Союза Маршал авиации Савицкий Я.Е.: «Сделай Сухой один этот самолет, его уже можно было бы назвать великим конструктором, а на счету Павла Осиповича много таких авиашедевров!»
Павел Осипович посетил большинство авиазаводов и аэродромов во всех районах СССР. Многократно бывал за рубежом, включая авиасалоны в Ля Бурже во Франции. Он прекрасно знал французский язык, а также английский, немецкий, латынь, читал в подлинниках зарубежных писателей, иностранные технические журналы.
В жизни Павел Осипович был очень скромным, немногословным и даже немного замкнутым. Возможно он мало говорил и слыл молчуном, потому что с возрастом ему говорить становилось труднее, а голос сделался приглушенным и даже в конце жизни хрипловатым. Это было вызвано тем, что в 1920 году будущий авиаконструктор переболел сыпным тифом и скарлатиной. У Павла Сухого был музыкальный слух и приятный тенор, но после болезни он лишился возможности петь.
Будучи взрослым не любил отмечать дни рождения, включая юбилеи. Он никогда – принципиально – не пользовался никакими льготами: ни льготными путевками, ни льготными столовыми. Его редко видели в президиумах. И в тоже время его уравновешенность, забота о сотрудниках вызывала уважение всего коллектива, а все, кто с ним работал, считали, что им повезло.
Умер Павел Осипович в 1975 году на 81–м году жизни и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его именем названы улицы в Москве и Витебске. В Египте установлен памятник самолету Су-7. В городе Глубокое в школе №1 открыт музей П.О.Сухого. В Гомеле в 1977 году Сухому установлен памятник и его имя присвоено Гомельскому государственному техническому университету. Его именем названо и его Конструкторское бюро, которое и сейчас является флагманом мирового авиастроения, а на «Сушках» и сегодня мечтает полетать каждый летчик.
Источники:
- 7 дней. №14. 06.04.2002
- Беларускi час. №29. 20-26 июля 2012
- Любимый Гомель. История в судьбах и лицах. Сост. Демчихин Н.Е. Гомель, 2012
- Глубокое. Очерки истории. Соболевский А. Мн., 2012
- Гордость земли белорусской. Сост. Пешин С.В. Мн., 2015
- Земля Беларуси. 100 страниц в истории мировой цивилизации. Балашенко С. Мн., 2019
- Города Беларуси. Кто добавлял славы. Татаринов Ю. Мн., 2012
- 250 асоб з Беларусi у дыялогах культур. Даведачнае выданне. Мн., 2008
- Асы-белорусы. Ермоленко В. Мн., 2014