В 1855 году на российский престол взошел Александр II. По этому случаю в 1856 году была объявлена амнистия и для повстанцев 1831 года. Наполеон Орда вернулся на родину, где не был целых двадцать пять лет.
За участие в восстании имение Наполеона Орды, которое перешло к нему от отца в пожизненное владение, подлежало конфискации после смерти его матери. Юзефа, главная хранительница вороцевичского семейного дома, умерла в 1859 году. Она была похоронена в Вороцевичах на местном кладбище, а затем перезахоронена в Иваново в родовом склепе. Имение было конфисковано. Однако Орде нашлось место в Вороцевичах. Как компенсацию он получил 5790 рублей 50 копеек серебром и этих денег хватило на то, чтобы взять в аренду три фермы, которые были созданы в имении – Вороцевичи, Михалин и Воень. Орда перестроил их, купил новые сельхозмашины, выкопал каналы для осушения болот. В его хозяйстве насчитывалось более тысячи голов животных. Доходность ферм он поднял на 30%. Известно, что жена с сыном приезжала в Вороцевичи, некоторое время они жили вместе, в том числе и в Пинске. Но не смогла прижиться Ирен на новом месте и вместе с Витольдом вернулась в Париж.
Орда не пал духом – главным для него было то, что он вернулся на родину. Планы и задумки на будущее были масштабными.
Но в 1861 году в Польше вспыхнуло восстание, которое охватило и Беларусь.
Царские власти не без основания подозревали Наполеона в поддержке повстанцев. Во время следствия выяснилось, что Орда отослал несколько своих дворовых людей в повстанческий отряд. При обыске были найдены «подозрительные бумаги», порох и пороховница. Орда был арестован. К обвинениям добавили то, что его сын Витольд служил во французской армии. В это тяжелое время Орду поддержала жена. Ирен написала письмо виленскому генерал-губернатору графу Эдуарду Баранову и прошение об освобождении мужа. Она сообщила, что их сын Витольд как гражданин Франции не присягал России и поэтому служит во французской армии. В дело вмешался посол Франции и в 1867 году Наполеона выпустили из тюрьмы по амнистии и под подписку, что до окончания следствия он будет жить в имении Молодово в семье сестры Гортензии Скирмунт (две сестры Наполеона породнились с известными полесскими землевладельцами Скирмунтами). Орда заплатил штраф, был лишен права аренды ферм и ему запретили жить в родном поместье. Несколько лет родовое имение Орд находилось в аренде, затем на льготных условиях его купил Алексей Бушен. В 1876 году владение перешло в руки Адольфины Новицкой, а в 1885 году Вороцевичи были проданы отставному майору, почетному мировому судье Ивану Палеологу.
В начале 1872 года Наполеон неожиданно получил приглашение от генерала Адама Ржевуского (1821-1888), который был в то время петербургским военным губернатором, учить его детей музыке и живописи. Орда поселился в имении Ржевуских на Волыни. Атмосфера поклонения искусству, царившая в доме Ржевуских, позволила Наполеону написать серию из 55 рисунков, где представлены местные города, местечки, имения. Пять рисунков он посвятил Житомиру и тринадцать Верховне – имению Ржевуского, где родилось много легенд, связанных с историей романтической любви сестры генерала Эвелины Ганской-Ржевуской (1801–1882) и знаменитого французского писателя Оноре де Бальзака. В октябре 1873 года в имении состоялась свадьба князя Вильгельма Радзивилла и шестнадцатилетней Катерины Марии Ржевуской, дочери генерала, будущей известной писательницы и роковой женщины Сесиля Родса.
Возможно именно в этот период у Орды возникла идея создать художественную энциклопедию исторических мест родного края. Духовную поддержку ему оказал земляк, известный историк и писатель Юзеф Крашевский.
С юношеским запалом взялся Орда за работу и более 20 лет посвятил претворению в жизнь задуманного. Он обошел и объездил сотни памятных мест Беларуси. Летом Наполеон путешествовал, а зиму проводил в Пинске, вместе с семьей сестры Гортензии Скирмунт.
Свой родовой фольварк впервые Орда нарисовал еще в детстве, а последний раз в 1860 году, когда усадьба им уже не принадлежала. На рисунке показан деревянный дом на две половины, парадный двор. Единственным украшением дома было крыльцо-портик с четырьмя деревянными колоннами, над ним небольшая мансарда. За домом виднеется парк. Такая усадьба небогатого белорусского шляхтича была во многом типичной для Беларуси и Литвы, о чем свидетельствуют литографии с рисунков Н.Орды: «Смольгов», фольварк Бобруйского повета, где родился В.Сырокомля, «Убель», усадьба Игуменского повета, родина Станислава Монюшки, «Заосье» на Новогрудчине, родные места Адама Мицкевича и многие другие.
Работы Наполеона Орды проникнуты чувством патриотизма, они глубоко эмоциональны и поэтичны. Среди них «Развалины замка в Лиде», «Крево», «Белая вежа», «Мир», «Кафедральная площадь в Минске», «Дворец Паскевича в Гомеле» и многие другие.
Последние годы жизни Наполеон провел в Пинске. Умер в Варшаве в 1883 году, куда приехал по издательским делам. Согласно завещанию Наполеона Орду похоронили в Яново (ныне г.Иваново) рядом с могилой матери.
Имение в Вороцевичах было сожжено гитлеровцами во время Великой Отечественной войны. Анатолий Тарасович Федорук обнаружил в Гродненском областном архиве план и описание усадьбы за 1835 год, что позволило установить, как выглядел усадебный дом и какие постройки располагались рядом. Кроме того, сохранились работы самого Наполеона Орды.
В 2004 году на месте усадьбы археологом В.Соболем были проведены раскопки. Найдены фрагменты посуды, предметов домашнего быта.
В наше время в деревне Вороцевичи действует музей-усадьба Наполеона Орды.
В центре Вороцевич находится Крестовоздвиженская церковь. Ныне это единственное здание, сохранившееся в деревне со времен Н.Орды. В храме уцелела ценная реликвия, которая была обнаружена в то время, когда культовые постройки массово закрывались и превращались в подсобные помещения. Такая участь постигла и церковь в Вороцевичах. Местные жители старались уберечь церковную утварь, укрывая ее в своих домах. На одной из икон была обнаружена полустертая надпись:…Православным села Вороцевичи в день освящения Вороцевичской церкви подарили икону «гаспадары маентка Варацэвiчы прозвiшча Орда». Ныне икона (написанное маслом изображение Иисуса Христа) как подарок от Наполеона Орды (в 1872 году, когда освящался храм, он был уже известным художником и часто бывал на родине) занимает свое почестное место в церкви.
Большую часть своей жизни Наполеон Орда посвятил зарисовке исторически примечательных мест Беларуси, Литвы и Украины. С планшетом и карандашом объехал и обошел пешком почти всю Беларусь. До нашего времени дошло более тысячи рисунков и акварелей Орды. Большинство из них находится в Национальном музее Кракова, музеях и библиотеках Варшавы, Вильнюса, Львова.
Благодаря его альбомам мы представляем, какими были во второй половине XIX века не только многие белорусские города и деревни, но и усадьбы, памятники истории и архитектуры. Его рисунки были использованы во время подготовки проектов реставрационных работ следующих объектов: Андреевская церковь в Киеве, костел Иоанна Предтечи в Белой Церкви, крепость в Каменце-Подольском, Подгорецкий замок, Дубенский замок, Острожский замок, Летичевский замок.
Именем Наполеона Орды названы улицы в Минске, Гродно, Бресте. В городе Иваново в 1997 году установлен памятник Н.Орде. По решению Генеральной конференции ЮНЕСКО 200-летие со дня рождения Н.Орды внесено в список памятных дат, который празднуются с участием этой международной организации. В Париже была открыта мемориальная доска на здании, где Н.Орда работал во время нахождения во французской столице.
Источники:
- Краткая история живописи Беларуси. XVI — начало XX века. Миронова Л.Н. Мн., 2016
- Радзiмазнауства Карлюкевiч А. Мн., 2010
- Живопись Белоруссии XIX- начало XX века. Дробов Л.Н. Мн., 1974
- Станiслау Аугуст Панятоускi. Манарх, асветнiк, мецэнат. Несцярчук Л. Брэст, 2011
- 99 знаменитых мест Беларуси. Сост. Кошевар Д.В., Шестовский К.К. Мн., 2019
- Гордость земли белорусской. Сост.Пешин С.В. Мн., 2015
- 250 асоб з Беларусi у дыялогах культур. Адказны за вып. Сасiм А.М. Мн., 2008
- Напалеон Орда. Чаропка В. Мн., 2013
- От Беловежской пущи до полесских болот. Хвагина Т. Варавва А. Мн., 2013
- «Дрэмле памятка дзен» Пракопчык Л. Мн., 1991