Поставы и воплощение идей эпохи Просвещения (часть 1)

Свято–Николаевская церковь

На северо-западе Беларуси, в красивейшем месте Приозерья расположился небольшой городок Поставы – один из туристически привлекательных районных центров Витебской области. Поставы впервые упоминаются в письменных источниках под 1552 годом как частновладельческое местечко Ошмянского повета Виленского воеводства Великого княжества Литовского. Но краеведы утверждают, что на месте Постав еще в X веке существовала деревенька под названием Посадник, принадлежавшая магнатам Деспотам-Зеновичам. Русский историк С.Д.Федоров в книге «Поселения Северо-Западного края Великого княжества Литовского» писал, что селение возникло в 996 году. Его облюбовал приезжий магнат Деспот Зенович и обосновался здесь в 1005 году. Топоним Посадник понимают как место, где оседают на жительство, где возникают посады. Первоначально поселение, видимо, было важным пограничным пунктом Полоцкого княжества. В 1409 году хозяин поселения Героним Зенович получил грамоту от короля Владислава Ягайло, согласно которой изменился статус Посадника: деревня стала местечком, то есть населенным пунктом полугородского типа. Тогда и появилось название Поставы.

Новое название происходит, по одной версии от слова «став» что означает «запруда», «пруд». «озеро». Действительно, на берегах рек, у озер, по ставах расположена большая часть населенных пунктов Поставщины. Согласно другой версии такое название появилось от того, что всю свою историю этот населенный пункт выполнял оборонительные функции и жил «по уставу». Есть и другие объяснения, которые в своем большинстве связаны с рекой Мяделкой, на берегах которой и раскинулся этот живописный городок.

На полуострове, образовавшемся в результате крутого изгиба реки Мяделки, находится его исторический центр – бывшее городище (в XVI- XVII веках оно в документах так и называлось Городище или Остров).

Удобное географическое расположение на реке Мяделке (название от озера Мядел, из которого вытекает река) способствовало быстрому росту населения, развитию ремесел, торговли.

В сохранившемся инвентаре 1628 года указано, что местечко состояло из основной части, предместья Заречье и 2 посадов («осадов»). Основная часть включала рынок и расходившиеся от него улицы. В рыночной застройке доминировали деревянный костел с плебанией (дом католического священника) и корчма с белой и черной избами через сени. На улице, шедшей к Заречью, находилась деревянная Николаевская церковь. Всего в Поставах в 1628 году насчитывалось 62 двора.

В 1640 году королевский секретарь Станислав Белянский заложил в местечке костел и кляштор (католический монастырь) францисканцев.

В 1722 году Поставы в качестве приданого переходят в собственность Бенедикта Тизенгауза, а затем к его младшему сыну Антонию. Начинается период расцвета Постав.

Новый хозяин Постав был неординарным человеком: талантливым, целеустремленным, энергичным, с деловой хваткой и в тоже время не лишенным недостатков: это была личность очень сложная и противоречивая.

Белорусский этнограф и публицист XIX века Адам Киркор называл Тизенгауза гениальным человеком, который опередил свое столетие, сделал много добра и стал жертвой зависти, злости и бессилия королевской власти. Известный ученый XIX века Евстафий Орловский охарактеризовал деятельность Тизенгауза, как несколько блестящих страниц в истории Гродно, которые не были обусловлены потребностями страны, а стали плодом фантазии одного богатого, энергичного и очень образованного человека. Но он же говорит и следующее: «… в книги Тизенгауз никогда не заглядывал, говоря, что они существуют только для тех, кто не имеет собственного ума и должен жить умом, одолженным у других».

Источник: https://ru.wikipedia.org/

Жизнь началась блестяще. Сын шмельтинского старосты быстро и успешно сделал карьеру. Король Речи Посполитой Станислав Понятовский знал его с детства: вместе учились некоторое время в школе виленских иезуитов, а затем воспитывались в Волчине при дворе князей Чарторийских. Понятовский назначил Тизенгауза орендатором королевских экономий, а также управляющим всех королевских мануфактур.

Получив должности подскарбия (казначея) Речи Посполитой и гроденского старосты Антоний Тизенгауз пообещал королю увеличить доходы от экономий в три раза, возродить старые мануфактуры и построить новые.

Граф Тизенгауз был уверен в том, что вывести страну из финансового тупика можно только промышленными преобразованиями – главным образом введением мануфактур. Он с головой окунулся в работу: встречался с мастерами и ремесленниками, которых собрал со всей Европы, руководил работой, большую часть времени проводил в Городнице (в то время новая часть города Гродно, где было начато грандиозное строительство), спал по три-четыре часа в сутки.

Многие ему завидовали, а некоторые увидели в проводимых реформах попытку подорвать существующий в Речи Посполитой общественный и политический строй. Но Антоний Тизенгауз не обращал на это внимания, надеясь на понимание и поддержку короля. Строительство дорог, закупка в Германии породистых лошадей, в Англии – овец, в Голландии –коров, мелиорация (при Тизенгаузе был построен и ныне действующий стокилометровый Днепро-Бугский канал), открытие разных учебных заведений, театров, с целью вывести Речь Посполитую из экономического и культурного упадка, требовало больших средств. Но казна, о чем Антоний Тизенгауз, как подскарбий-казначей прекрасно знал, была полупустой. Граф уговорил короля взять в Голландии кредит под залог имений, чтобы продолжить строительство.

Поставы стали своеобразным «опытным участком» в этих преобразованиях. В 60-80-х годах маленькое деревянное местечко превратилось в каменный городок: основано 8 промышленных предприятий, в центре появился завершенный архитектурный ансамбль в стиле барокко. Ядром композиции был крытый рынок, квадратный в плане, по периметру которого были размещены 26 небольших лавок, освещавшихся через двери, обращенные внутрь большого двора. Наружных окон не было, что облегчало охрану. Рынок был низкий, с плоской крышей, но благодаря карнизу и аттику (стенка над карнизом, которая завершает собой фасад) вверху его глухих стен он не казался низким. По периметру квадратной площади, центром которой был этот рынок, были выстроены двухэтажные и одноэтажные дома. По углам площади стояли «каменицы двухэтажные». «Каменицы двухэтажные» отличались оригинальным оформлением стен, на гладкую поверхность которых была нанесена как бы сетка из широких выступающих кирпичных лент. Помимо «камениц» по контуру площади были построены в ряд одноэтажные домики, которые благодаря разнообразным высоким фронтонам не казались маленькими рядом с двухэтажными зданиями. Так как каменная застройка была делом дорогим, то все дома были поставлены торцами на площадь и вплотную друг к другу. «Хитрость» заключалась в том, что каменными были только фасады зданий, выходящие на площадь, а всё остальное было сделано из дерева. Такой же способ был использован Тизенгаузом и в Гродно, при обустройстве его знаменитой «Городницы».

Разработал план застройки центральной части местечка Поставы и дворца Тизенгаузов на выезде на Мядель итальянский зодчий из Вероны Дж. Сакко. Вполне вероятно, что участие в проектной работе принимал и сам Антоний Тизенгауз.

Постепенно королевские имения в Гродно, Бресте, Кобрине, Шауляе и другие стали приносить миллионные доходы. Однако в королевскую казну поступали крохи: все оседало в карманах чиновников. Граф надеялся найти каналы утечки денег и увеличить доходы государства. Он поменял руководство экономиями, арендаторов, управляющих, но новые чиновники быстро освоились и тоже стали обогащаться. Те, которых изобличали, становились врагами Тизенгауза.

Помимо мануфактур и учебных заведений Антоний Тизенгауз создал свой театр, в который пригласил зарубежных балетмейстеров, артистов, музыкантов, певцов, хореографов. Для подготовки собственных артистов из крепостных крестьян была открыта театральная школа. В Поставах в 1781-1785 годах существовала балетная школа, единственная в Речи Посполитой.

Однако графу не удалось выполнить обязательство, закрепленное контрактом, постоянно повышать прибыль. Тизенгауз сделал ставку на производство главным образом предметов роскоши (шелка, кружев, галунов), считая, что в условиях преобладания натурального хозяйства, покупать вещи в основном будут магнаты и шляхта. Не выдержав конкуренции с иностранным товаром: высокая себестоимость, привычка покупать за границей, недоверие (не всегда оправданное) к качеству своего товара привели к закрытию многих мануфактур. Действительно, затраты на сырье, которое на 70% закупалось за границей, на оплату труда зарубежных мастеров были непомерно высокими. Пошли слухи о кражах из казны, недобросовестных сделках с зарубежными купцами, жестокости в обращении с подчиненными.

Неудачная хозяйственная политика, интриги магнатов, недовольство активной деятельностью Тизенгауза стали причиной отстранения его в 1780 году от управления фабриками и экономиями. Только выступление короля на заседании сейма спасло графа от суда.

На его Поставское графство – вотчинные владения—был наложен штраф в четыре миллиона злотых. Тизенгауз не смог внести назначенную сумму в положенное время и Поставы конфисковали. Злейший враг Тизенгауза—Ржевуский, желая окончательно расправиться с королевским любимчиком, унизить его, оплатил девять миллионов графского долга и получил в награду все его должности (кроме надворного советника), а также руководство королевскими экономиями и мануфактурами.

Тизенгауз послал в сейм протест, назвал расправу над ним происками врагов, но никто за него не заступился.

…Теплым осенним днем он вышел из дворца босиком, с нищенским посохом в руках, что было признанием полного разорения, и под сочувственными взглядами одних, под смех и улюлюканье других направился в монастырь. К иезуитам…

Так, согласно преданиям, осенью 1780 года покинул Гродно еще недавно могущественный граф, кавалер ордена Святого Станислава, гроденский староста и управляющий королевскими экономиями, любимец короля – Антоний Тизенгауз.

Последние годы Антоний Тизенгауз болел меланхолией, жил в полном одиночестве. Умер в Варшаве в 1785 году на пятьдесят втором году жизни. Похоронен в Желудке (ныне Щучинский р-н), своем вотчинном имении.

После смерти Антония Тизенгауза конфискованное за долги Поставское имение было возвращено родственникам покойного. Первоначально оно принадлежало брату Антония Михаилу, а затем – сыну последнего Игнатию, после чего перешло к внуку Константину Тизенгаузу (о нем будет отдельный рассказ). После смерти Константина владельцем имения стал его сын Рейнгольд Тизенгауз. После его кончины имение перешло к его сестре Марии Тизенгауз –Пшездецкой.

С этого времени и до прихода советской власти владельцами имения Поставы были Пшездецкие.

К сожалению, нам уже не суждено увидеть всю застройку центра Постав в полном виде, но те постройки, что сохранились, позволяют представить красоту этого архитектурного ансамбля XVIII века: эффектное здание крытого рынка с массивным аттиком, окруженное по периметру невысокими домиками с фронтонами –кокошниками и строгими «каменицами» по углам.

В самом центре Гродно на улице Советской, 4 в Кафедральном соборе Фр.Ксаверия сохранилось напоминание о знаменитом гродненском старосте. В правом нефе возле колонны в 1910 году графиня Пшездецкая, как гласит надпись «Мария из Тизенгаузов» поставила символический памятник своему предку. Это большой постамент из серо-зеленого мрамора, на котором установлена скульптура скорбящей женщины с пальмовой веточкой в руке. Вверху – большой медальон с барельефом Антония Тизенгауза, напоминающий знаменитый скульптурный портрет Вольтера. Под медальоном надпись: «Антоний граф Тизенгауз, староста Гроденский, казначей Великого княжества Литовского. 1773-1785».

В 2019 году был открыт памятник Антонию Тизенгаузу в Поставах (по иронии судьбы тоже на улице Советской) возле дворца Тизенгауза (автор проекта— скульптор А.Финский). Задумчиво смотрит граф на свои творения, вспоминая и успехи, и просчеты, но не жалея о своих начинаниях, опередивших время.

Источники:

  1. Зодчество Белоруссии XVI – XVII вв. Якимович Ю.Я..Мн.,1971
  2. По Западной Двине и Днепру в Белоруссии. Алексеев Л.В., М, 1974
  3. Дрэмле памятка дзён. Л.Пракопчык. Мн, 1991
  4. Белорусская старина. Татаринов Ю.А, Мн., 2002
  5. Паставы. Пракаповiч I.М.Мн, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.