В 1793 году в результате второго раздела Речи Посполитой Поставы были включены в состав Российской империи и стали центром Дисненского уезда Минской губернии. До этого времени у города не было своего герба. Он был учрежден Екатериной II 22 января 1796 года.
В «Своде законов Российской империи» приводится описание и толкование герба г.Поставы: «В уезде сего города при местечке Мяздоле в озере производится обильная рыбная ловля довольствующая Губернский город Минск и другия; в знак сего в голубом поле изображена внизу пирамидально растянутая серебряная рыболовная сеть, а сверху таким же образом углом положены и обращены головами вниз три золотыя рыбы».
Во второй половине XVIII — первой половине XIX века Поставы стали довольно известным научным и культурным центром. Это связано в первую очередь с деятельностью Антония Тизенгауза.
В 1781-1785 гг. в Поставах работала художественная школа, переведенная сюда из Гродно. Интересно, что на учебу в школе и капелле принимались только дети крепостных из имений Тизенгауза. Обучение было дифференцированным: девочки учились игре на клавикорде (клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, один из предшественников современного фортепиано), а мальчики на скрипке и басетли (белорусский народный музыкальный инструмент типа виолончели).
В качестве поощрения за успехи в учебе Антоний Тизенгауз позволял играть на музыкальных инструментах из его богатой домашней коллекции. В балетном отделении обучалось 16 девушек и 18 парней. Главным педагогом был французский танцовщик, педагог и балетмейстер Ф.Г.Ле Ду. О качестве преподавания говорит тот факт, что многие ученики этой школы—Ежи Валинский, Андрей Кухальский, Магдалена Карницкая (Диренталь), Марьяна Малинская, Михаил Рыминский и многие другие составили основу балетной труппы в Варшаве, созданной по указу польского короля Станислава Понятовского и известной как «Товарищество танцовщиков его королевского величества». В последствии пути танцоров разошлись. Марьяна Малинская стала солисткой немецкого театра во Львове (1795-1797). Розалия Ловцевич (Ловчинская) по инициативе Станислава Понятовского переехала в Санкт-Петербург и была принята в балетную труппу императорских театров.
Традиции Антония Тизенгауза продолжил в первой половине XIX века Константин Тизенгауз. Вообще, ветвь этого рода на Антонии прервалась, так как у него не было детей. Имение Поставы перешло к его внучатому племяннику – сыну Игнатия Тизенгауза Константину, который поселился Поставах в 1814г. Он родился в отцовском имении Желудок (1786-1853). Учился в Виленском университете. В 1812-1814 годах вместе с братом Рудольфом воевал на стороне Наполеона, от которого даже получил крест ордена Почетного легиона. Однако делом всей жизни графа Константина стала наука. Им был написан и проиллюстрирован трехтомный труд «Основы орнитологии». В его орнитологическом музее в Поставском дворце находилось около трех тысяч чучел птиц со всех уголков Земли. Уникальной была коллекция птичьих яиц, которые хранились в специальных шкатулках под стеклом. Были среди них и такие редкие, как белого журавля и павлина. Граф продумал систему просушки яиц и их транспортировки.
В усадьбе Константина Тизенгауза было построено несколько крупных голубятен, которые были известны не только в Поставах, но и во всей Российской империи. В зоологическом саду содержались «заморские» птицы, на содержание которых граф тратил большие средства. Зимой птицы жили в оранжерее, где Константин выращивал арбузы, персики, виноград.
Константин собрал в своей усадьбе богатую коллекцию картин, среди которых работы Питера Рубенса, Альбрехта Дюрера, Леонардо да Винчи и многих других известных художников. Не менее ценной была и библиотека редких книг, преимущественно научно-природоведческих. Граф был гостеприимным человеком. В 30-50-е годы XIX века его гостями были многочисленные почитатели наук и искусств, которые впечатлялись коллекциями графа и ценили хозяина как знатока живописи. Впечатлял гостей и парк, площадью около 10 гектаров, большой фруктовый и ботанический сады.
Умер Константин Тизенгауз в 1853 году. Поставы и еще более двух десятков имений перешли в наследство его сыну Рейнгольду. Рейнгольд, получив прекрасное образование, был склонен к литературной деятельности. Он писал книги преимущественно философско-просветительского содержания. Увлекался музыкой и открыл в Поставах в 70-е годы музыкальную школу, в которой учились поставские дети. В школе было два отделения – хоровое и оркестровое, а руководил школой талантливый музыкант и педагог – Петр Щука. Деятельность оркестра и хора поддерживала сестра – Мария Тизенгауз- Пшездецкая. Орнитологическую коллекцию отца Рейнгольд подарил Виленскому археологическому обществу. Детей у Рейнгольда не было и после его смерти (1881) Поставы и другие имения перешли к Марии, которая была замужем за известным историком и писателем Александром Пшездецким. От отца Мария переняла любовь к орнитологии и живописи. Уроки живописи она брала у основателя французского романтизма – Делакруа. Альбом с собственными изображениями монастырей и костелов Мария подарила папе римскому Леону XIII на его юбилей. Вполне вероятно, это был знак благодарности римскому папе, за то, что он позволил ей выйти замуж за двоюродного брата – Александра Пшездецкого. Мария большую часть времени жила в Европе и в Поставы наведывалась крайне редко. Однако она выделила средства на строительство в Поставах костела Св.Антония Падуанского и православной церкви, так как старая сгорела во время пожара.
Граф Пшездецкий основал в Поставах парфорсную военно-гвардейскую школу имени Петра I. Это был выездной филиал Офицерской кавалерийской школы Санкт –Петербурга, ученики которой приезжали сюда на сборы два раза в год. Дело в том, что программа школы включала курс так называемой парфорсной охоты, суть которой в совершенствовании езды верхом на лошади. Главное в парфорсе не результат охоты, а умение всадника удерживать лошадь в направлении, которое избрали собаки, преследуя зверя. Охотничьи собаки, в азарте погони, несутся на любые препятствия и всадники часто на такой охоте получали серьезные травмы. В Поставах на парфорсной охоте они учились преодолевать овраги, кусты, болотистые места, а лошадь обучали понимать желания наездника. На время приезда офицеров, граф Пшездецкий сдавал свое имение в аренду военному министерству. На левом берегу Мяделки был построен охотничий замок в готическом стиле, казармы, конюшни, зверинцы и псарни. В замке насчитывалось более ста комнат для офицеров и гостей, гостиная, столовая, библиотека, бильярдная, буфетная и другие. Руководил школой генерал А.Брусилов, который впоследствии отличился в Первой мировой войне («Брусиловский прорыв»). В 1901 году в парфорсной охоте участвовал великий князь Николай Николаевич, офицеры болгарской и сербской армий. Николай II также приезжал на охоту в Поставы. К сожалению, во время Первой мировой войны город оказался на линии фронта, был сильно разрушен и потерял много жителей. Замок и все постройки также были уничтожены.
Большое влияние на развитие Постав оказала прокладка железнодорожной линии Новосвентяны – Березвечье, по которой в 1895 пошли поезда. Началось оживление торговли, развивалась промышленность, появились новые предприятия.
В ноябре 1917 года в городе была установлена Советская власть. В феврале 1918 Поставы захватили германские войска. В имение Пшездецких вернулись экономы. В конце июля 1920 года в Поставах снова утвердилась советская власть. После подписания Рижского мирного договора 18 марта 1921 года Поставы отошли к Польше. С1939 года в БССР.
Если посмотреть на Поставы с высоты птичьего полета, то открывается живописная панорама: город расположен среди трех живописных озер и реки Мяделки. В городе много интересных архитектурных памятников: водяная мельница XIX века, костел Антония Падуанского, дворец Тизенгауза, Свято–Николаевская церковь. Много архитектурных памятников в Поставском районе. Украшением края являются 12 исторических парков, 28 заказников и памятников природы. Поставщина расположена в зоне Поозерья: 115 озер, 16 водохранилищ, 86 рек и речушек: есть что посмотреть и чем восхищаться.
Источники:
- Путешествие в Сарью. Татаринов Ю. Мн., 1999
- Дрэмле памятка дзён. Л. Пракопчык. Мн, 1991
- Белорусская старина. Татаринов Ю.А, Мн., 2002
- Паставы. Пракаповiч I.М. Мн, 2019
- Белорусь живописная. Сабина П., Мн.,2007