Поставы и воплощение идей эпохи Просвещения (часть 2)

Герб Постав
Источник: https://geraldika.by

В 1793 году в результате второго раздела Речи Посполитой Поставы были включены в состав Российской империи и стали центром Дисненского уезда Минской губернии. До этого времени у города не было своего герба. Он был учрежден Екатериной II 22 января 1796 года.

В «Своде законов Российской империи» приводится описание и толкование герба г.Поставы: «В уезде сего города при местечке Мяздоле в озере производится обильная рыбная ловля довольствующая Губернский город Минск и другия; в знак сего в голубом поле изображена внизу пирамидально растянутая серебряная рыболовная сеть, а сверху таким же образом углом положены и обращены головами вниз три золотыя рыбы».

Во второй половине XVIII — первой половине XIX века Поставы стали довольно известным научным и культурным центром. Это связано в первую очередь с деятельностью Антония Тизенгауза.

В 1781-1785 гг. в Поставах работала художественная школа, переведенная сюда из Гродно. Интересно, что на учебу в школе и капелле принимались только дети крепостных из имений Тизенгауза. Обучение было дифференцированным: девочки учились игре на клавикорде (клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, один из предшественников современного фортепиано), а мальчики на скрипке и басетли (белорусский народный музыкальный инструмент типа виолончели).

В качестве поощрения за успехи в учебе Антоний Тизенгауз позволял играть на музыкальных инструментах из его богатой домашней коллекции. В балетном отделении обучалось 16 девушек и 18 парней. Главным педагогом был французский танцовщик, педагог и балетмейстер Ф.Г.Ле Ду. О качестве преподавания говорит тот факт, что многие ученики этой школы—Ежи Валинский, Андрей Кухальский, Магдалена Карницкая (Диренталь), Марьяна Малинская, Михаил Рыминский и многие другие составили основу балетной труппы в Варшаве, созданной по указу польского короля Станислава Понятовского и известной как «Товарищество танцовщиков его королевского величества». В последствии пути танцоров разошлись. Марьяна Малинская стала солисткой немецкого театра во Львове (1795-1797). Розалия Ловцевич (Ловчинская) по инициативе Станислава Понятовского переехала в Санкт-Петербург и была принята в балетную труппу императорских театров.

Константин Тизенгауз

Традиции Антония Тизенгауза продолжил в первой половине XIX века Константин Тизенгауз. Вообще, ветвь этого рода на Антонии прервалась, так как у него не было детей. Имение Поставы перешло к его внучатому племяннику – сыну Игнатия Тизенгауза Константину, который поселился Поставах в 1814г. Он родился в отцовском имении Желудок (1786-1853). Учился в Виленском университете. В 1812-1814 годах вместе с братом Рудольфом воевал на стороне Наполеона, от которого даже получил крест ордена Почетного легиона. Однако делом всей жизни графа Константина стала наука. Им был написан и проиллюстрирован трехтомный труд «Основы орнитологии». В его орнитологическом музее в Поставском дворце находилось около трех тысяч чучел птиц со всех уголков Земли. Уникальной была коллекция птичьих яиц, которые хранились в специальных шкатулках под стеклом. Были среди них и такие редкие, как белого журавля и павлина. Граф продумал систему просушки яиц и их транспортировки.

В усадьбе Константина Тизенгауза было построено несколько крупных голубятен, которые были известны не только в Поставах, но и во всей Российской империи. В зоологическом саду содержались «заморские» птицы, на содержание которых граф тратил большие средства. Зимой птицы жили в оранжерее, где Константин выращивал арбузы, персики, виноград.

Константин собрал в своей усадьбе богатую коллекцию картин, среди которых работы Питера Рубенса, Альбрехта Дюрера, Леонардо да Винчи и многих других известных художников. Не менее ценной была и библиотека редких книг, преимущественно научно-природоведческих. Граф был гостеприимным человеком. В 30-50-е годы XIX века его гостями были многочисленные почитатели наук и искусств, которые впечатлялись коллекциями графа и ценили хозяина как знатока живописи. Впечатлял гостей и парк, площадью около 10 гектаров, большой фруктовый и ботанический сады.

Умер Константин Тизенгауз в 1853 году. Поставы и еще более двух десятков имений перешли в наследство его сыну Рейнгольду. Рейнгольд, получив прекрасное образование, был склонен к литературной деятельности. Он писал книги преимущественно философско-просветительского содержания. Увлекался музыкой и открыл в Поставах в 70-е годы музыкальную школу, в которой учились поставские дети. В школе было два отделения – хоровое и оркестровое, а руководил школой талантливый музыкант и педагог – Петр Щука. Деятельность оркестра и хора поддерживала сестра – Мария Тизенгауз- Пшездецкая. Орнитологическую коллекцию отца Рейнгольд подарил Виленскому археологическому обществу. Детей у Рейнгольда не было и после его смерти (1881) Поставы и другие имения перешли к Марии, которая была замужем за известным историком и писателем Александром Пшездецким. От отца Мария переняла любовь к орнитологии и живописи. Уроки живописи она брала у основателя французского романтизма – Делакруа. Альбом с собственными изображениями монастырей и костелов Мария подарила папе римскому Леону XIII на его юбилей. Вполне вероятно, это был знак благодарности римскому папе, за то, что он позволил ей выйти замуж за двоюродного брата – Александра Пшездецкого. Мария большую часть времени жила в Европе и в Поставы наведывалась крайне редко. Однако она выделила средства на строительство в Поставах костела Св.Антония Падуанского и православной церкви, так как старая сгорела во время пожара.

Парфорсная охота в окрестностях Постав. Начало ХХ века. Источник: http://postavyiokrestnosti.blogspot.com

Граф Пшездецкий основал в Поставах парфорсную военно-гвардейскую школу имени Петра I. Это был выездной филиал Офицерской кавалерийской школы Санкт –Петербурга, ученики которой приезжали сюда на сборы два раза в год. Дело в том, что программа школы включала курс так называемой парфорсной охоты, суть которой в совершенствовании езды верхом на лошади. Главное в парфорсе не результат охоты, а умение всадника удерживать лошадь в направлении, которое избрали собаки, преследуя зверя. Охотничьи собаки, в азарте погони, несутся на любые препятствия и всадники часто на такой охоте получали серьезные травмы. В Поставах на парфорсной охоте они учились преодолевать овраги, кусты, болотистые места, а лошадь обучали понимать желания наездника. На время приезда офицеров, граф Пшездецкий сдавал свое имение в аренду военному министерству. На левом берегу Мяделки был построен охотничий замок в готическом стиле, казармы, конюшни, зверинцы и псарни. В замке насчитывалось более ста комнат для офицеров и гостей, гостиная, столовая, библиотека, бильярдная, буфетная и другие. Руководил школой генерал А.Брусилов, который впоследствии отличился в Первой мировой войне («Брусиловский прорыв»). В 1901 году в парфорсной охоте участвовал великий князь Николай Николаевич, офицеры болгарской и сербской армий. Николай II также приезжал на охоту в Поставы. К сожалению, во время Первой мировой войны город оказался на линии фронта, был сильно разрушен и потерял много жителей. Замок и все постройки также были уничтожены.

Большое влияние на развитие Постав оказала прокладка железнодорожной линии Новосвентяны – Березвечье, по которой в 1895 пошли поезда. Началось оживление торговли, развивалась промышленность, появились новые предприятия.

В ноябре 1917 года в городе была установлена Советская власть. В феврале 1918 Поставы захватили германские войска. В имение Пшездецких вернулись экономы. В конце июля 1920 года в Поставах снова утвердилась советская власть. После подписания Рижского мирного договора 18 марта 1921 года Поставы отошли к Польше. С1939 года в БССР.

Костел Святого Антония Падуанского

Если посмотреть на Поставы с высоты птичьего полета, то открывается живописная панорама: город расположен среди трех живописных озер и реки Мяделки. В городе много интересных архитектурных памятников: водяная мельница XIX века, костел Антония Падуанского, дворец Тизенгауза, Свято–Николаевская церковь. Много архитектурных памятников в Поставском районе. Украшением края являются 12 исторических парков, 28 заказников и памятников природы. Поставщина расположена в зоне Поозерья: 115 озер, 16 водохранилищ, 86 рек и речушек: есть что посмотреть и чем восхищаться.

Источники:

  1. Путешествие в Сарью. Татаринов Ю. Мн., 1999
  2. Дрэмле памятка дзён. Л. Пракопчык. Мн, 1991
  3. Белорусская старина. Татаринов Ю.А, Мн., 2002
  4. Паставы. Пракаповiч I.М. Мн, 2019
  5. Белорусь живописная. Сабина П., Мн.,2007

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.