Одна из самых почитаемых на Беларуси святых — благоверная княгиня София Слуцкая. Её чудотворные мощи покоятся в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе.
Сотни страждущих в надежде найти утешение каждый день приходят поклониться святой княгине и попросить её о заступничестве перед Господом Богом. Ведь София Слуцкая и вошла в историю своей родины как заступница.
София Слуцкая происходила из знатного белорусского рода Олельковичей. Она жила на рубеже XVI-XVII веков. Защита и поддержка православия во времена экспансии униатской церкви стала делом всей ее жизни.
Уже вскоре после смерти Софии Слуцкой было обнаружено, что тело княгини остается нетленным. Возле гроба святой стали совершаться чудеса. Девушки, молящиеся о семье и браке, обретали мужей. Бездетные женщины, помолившись святой, становились матерями, а страдающие тяжелыми болезнями дети исцелялись.
В годы советской власти медиков заинтересовала нетленность как явление. В 1930 г. данный факт был подтвержден, однако ему не нашли научного объяснения. Решено было изъять тело святой из монастыря и поместить в Минский медицинский музей. В годы фашистской оккупации Серафим Жировицкий исходатайствовал возвращение мощей Софии Слуцкой Церкви.
Согласно преданию, немцы, как и до этого советские атеисты, решили изучить нетленность мощей и отсечь палец княгини, чтобы провести исследования. Но когда фашистский ученый приблизился к мощам со скальпелем, рука Софии приподнялась и погрозила ему этим самым пальцем. Немцы уверовали в святость княгини и не препятствовали возвращению ее мощей церкви.
София Слуцкая была официально канонизирована 3 апреля 1984 г. и вошла в Собор Белорусских Святых. Культ святой праведной Софии Слуцкой является широко распространенным а Беларуси.
«Четыреста лет назад Слуцкая княгиня запечатлела свою верность Православию воистину богодарованной мудростью, унаследованной от своих благочестивых предков. Она пренебрегла земными благами, более устремляя духовный взор к горнему, по слову Спасителя: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21).
Жизнь святой Софии Слуцкой
На рубеже XVI-XVII веков, во времена правления Речью Посполитой короля Сигизмунда III Вазы и королевы Констанции Габсбург, в очередной раз сгустились тучи над головами православных, живших на восточных землях этой державы, — Великого Княжества Литовского. Их права ущемляли, священников преследовали, храмы закрывали либо передавали униатам. Только один островок на территории Беларуси — Слуцкое княжество —сохранял свободу вероисповедания.
София Слуцкая была последней представительницей рода Олельковичей. Родоночальник династии слуцких князей Александр (Олелько) был сыном киевского князя Владимира Ольгердовича. Князь Витовт отнял у Александра киевский престол и выделил ему в вечное пользование княжества Слуцкое и Копыльское. Олельковичи, как князья крови, т.е. потомки великого князя Ольгерда, представлялись конкурентами для тех, кто стоял у власти или боролся за нее, и поэтому они стремились оттеснить слуцких князей на вторые роли в государственной жизни.
Отличительной чертой этого рода была глубокая религиозность и преданность православию. Приверженность православию слуцких князей сочеталась с тяготением к Москве. Сын Александра Михаил, желавший присоединиться к Москве, был казнен в 1481 г. Его внук Юрий Семенович прославился в битве с крымскими татарами. Сын последнего Юрий Юрьевич не принял Люблинскую унию 1569 г. и лишился места в сенате. Имел трех сыновей, старший из которых Юрий был женат на Варваре из рода Кишка. В этом браке 1 мая 1586 г. родилась будущая святая Беларуси праведная София.
Отец Софии умер молодым в 1586 году. Мать Варвара Олелько вышла замуж за гомельского старосту Андрея Сапегу. Согласно нормам, существовавшим в магнатских семьях ВКЛ, дети после смерти отца находились на попечении матери, если она оставалась во вдовстве. В противном случае их передавали заботам опекунов. После замужества матери княжна София была передана на попечение Юрия Ходкевича, двоюродного брата ее отца. Кроме родственных чувств у Ходкевичей были и более прагматичные мотивы для опекунства. София уже в младенчестве стала владелицей третьей части Слуцко-Копыльского княжества, т.е. доли своего покойного отца. В начале 1590-х годов умерли бездетные братья Юрия Олельковича, Александр и Симеон, так что их наследство тоже перешло к маленькой княжне. Она стала богатейшей невестой ВКЛ.
Ходкевичи к этому времени задолжали большую сумму денег Радзивиллам и решили выдать замуж княжну Софию за Януша Радзивилла, сына князя Криштофа Радзивилла. С помощью этого брака они надеялись избавиться от долгов. В 1594 г. был составлен брачный договор между опекуном Юрием Ходкевичем и Криштофом Радзивиллом. Вскоре Юрий Ходкевич умер и опекуном стал его брат, который возобновил договор о замужестве Софии. Однако вскоре между Ходкевичами и Радзивиллами возникает конфликт в связи с притязаниями Криштофа Радзивилла на Копысь, который усилился из-за проблемы долга Ходкевичей и их требований, чтобы Радзивиллы возместили расходы на содержание и воспитание княжны Софии. Противостояние магнатских кланов перерастало в вооруженный конфликт. День и ночь молилась София, запертая в виленском дворце Ходкевичей, чтобы не произошло кровопролития и Господь образумил тех, кто стремился к войне. И случилось невероятное. Великий гетман Литовский Криштоф Радзивилл Перун приказал отступить, так и не начав военных действий.
Януш Радзивилл, будущий муж Софии Слуцкой, родился в 1579 году в Вильне. Он был старшим сыном Криштофа, известного как «Перун», и его второй жены Екатерины, из рода Острожских. Его мать умерла в 1579 г., и Януш воспитывался как кальвинист. День свадьбы Януша и Софии был назначен самой невестой на 1 октября 1600 года – в праздник Покрова Богородицы, которой княжна Слуцкая вручила свою судьбу. За несколько дней до церемонии были подписаны все необходимые документы для окончательного разрешения конфликта между Радзивиллами и Ходкевичами. Перед свадьбой Януш Радзивилл торжественно обещал, что не будет принуждать жену перейти в католичество, протестантизм или униатство, дозволит крестить детей в православие, а также не допустит введения унии на землях Слуцкого княжества.
Венчание состоялось в Бресте по православному обряду. Верный обещанию, данному Софии, Януш добился у короля привилегии, запрещающей введение на слуцких землях униатства силой. Княгиня много времени уделяла делам милосердия, делала щедрые пожертвования храмам, вышивала и шила своими руками церковные ризы и облачения священников. Умерла княгиня София во время первых родов в Омеленце над Птичью 19 марта 1612 г. Перед смертью в завещании она отписала слуцкие имения мужу.
Януш Радзивилл похоронил жену в Слуцке, в замковой церкви Святой Троицы. Впоследствии останки Софии были перенесены в монастырскую часовню.
В настоящее время мощи святой Софии находятся в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе у северного придела в честь чудотворной Минской Иконы Божией Матери.