Судеб извилистые нити (часть 2)

Леся Украинка и Сергей Мержинский

В начале сентября 1900 года врач Сергей Васильевич Элиасберг написал Ларисе письмо, в котором сообщил, что болезнь Сергея прогрессирует. Несмотря на запрет матери, Лариса отправилась в Минск. Остановилась у писателя Чирикова Евгения Николаевича, который был не только другом Мержинского, но и его сослуживцем.

В связи с ухудшением состояния Сергей почти все время лежал в постели. По случаю приезда Ларисы было сделано исключение и разрешены прогулки. 18 сентября осталось у них в памяти как последний светлый день их дружбы, когда они смогли прогуляться по утопающему в золоте осенних листьев Минску. Сергей был в черном форменном кителе железнодорожного служащего, в котором он обычно приезжал и в Киев. 22 сентября Леся уехала домой.

Письма в Минск посылала почти ежедневно, но ответы приходили все реже и реже. Раньше Мержинский никогда не жаловался на здоровье, а теперь в его письмах стала проскальзывать информация то об обмороке, то о кровотечении из горла.

Леся Украинка и Сергей Мержинский

В ноябре пришло еще одно письмо от доктора: «Сергей Константинович опять стал лихорадить (у него жар 39 и выше), потерял аппетит и значительно ослабел. Бронхит не случайный, а находиться в связи с болезнью».

И дальше Элиасберг пишет, что надежда на лучшее маловероятна: «Говорю я Сергею Константиновичу о временном ухудшении, главным образом для утешения, но может быть, и действительно, ему станет лучше, когда установиться зима».

Поделиться переживаниями Ларисе было не с кем. Мать скажет, что она все предвидела и понимала, а отец постоянно мечется между матерью и детьми. Поддерживали сестра Ольга и вернувшийся из астраханской ссылки ее муж Миша Кривинюк, но у них было море своих проблем.

Оставаясь наедине на со своими мыслями и выплакав все слезы, Леся писала очередное послание в Минск.

«Твои письма всегда пахнут увядшими розами, мой бедный, увядший цветок! Легкие тонкие запахи как воспоминание о какой-то любимой ушедшей мечте…

Это ничего, что ты никогда не обнимал меня, это ничего, что между нами не было и намека на поцелуи… Только с тобою я не одинока, только ты умеешь спасать меня от самой себя».

В начале 1901 года Леся узнала, что Мержинскому стало еще хуже. Она сразу приняла решение ехать к нему. Бросив все, несмотря на запрет родителей, почти без средств Леся Украинка 7 января 1901 года приехала в Минск, чтобы облегчит страдания Сергея и провести последние дни со своим другом. Почти два месяца – с 7 января по 5 марта – она провела у постели слабеющего с каждым днем Мержинского.

Последние недели были особенно мучительны для обоих. Сергей совсем обессилел и не мог сам подняться с постели. Ему было тяжело говорить.

Леся Украинка

Быть возле больного было теперь опасно, ибо в последние дни он стал более заразным, так как в процесс уже была вовлечена гортань. А Лариса была ослаблена недавно перенесенной операцией. Здесь, в Минске, Лариса отметила и свой «юбилей»: в январе исполнилось двадцать лет, как она сама заболела. На одном из снимков, сделанных в Ялте в 1897 году – Лариса с венком на голове, в корсетке и с ожерельем на шее. Левая кисть в черной перчатке со свободными пальцами, которую на людях она не снимала: скрывала обезображенную болезнью кисть девушки, мечтавшей стать пианисткой.

В последние дни Сергей диктовал ей письма своим близким друзьям, но давалось ему это с большим трудом.

В один из дней он стал диктовать письмо …. Вере Тучапской (Крыжановской).

«Мой друг, Вера Григорьевна! Как видите, я пишу рукою другого человека. А именно Ларисы Петровны, которая в опасное и тяжелое время не оставила меня и неотлучно проводит время у моей постели».

За несколько часов Сергей надиктовал едва двадцать строк. После приписки «Мой поклон Павлу Лукичу» Лариса добавила свои комментарии, объяснив, что Сергей приговорен и уже чувствует это. Он уже сделал ей распоряжения кому послать телеграммы.

Ларису у постели сменяли тетушки или отец Сергея, но в начале февраля она добилась права дежурить возле больного и ночью, видя, как они устали. Начались ночи, наполненные нелегким трудом.

Ночь с 14 на 15 февраля выдалась очень тяжелой для обоих. После того как Сергею удалось уснуть, Леся, испытывая невыносимые душевные страдания, нашла в себе силы у постели больного друга написать невероятно пронзительную по своей силе драматическую поэму «Одержимая».

20 февраля Лариса пишет под диктовку Мержинского еще одно письмо Вере Тучапской (Крыжановской).

Вера Тучапская (Крыжановская)

«Мой дорогой друг, Вера Григорьевна! Я в течение последнего времени еще более ослабел и прибегаю к помощи известной Вам Л.П., чтобы написать Вам, быть может последнее письмо перед смертью…

Я очень рад, что в этом году имел возможность видеться с Вами, только глубоко сожалею, что не мог быть при вашем отъезде. В пять дней моей жизни в Киеве на Пасху я успел пережить многое, многое и многое. Вы, мой друг, получите карточку от Л.П, которая кажется нам одной из лучших моих фотографий. Конечно, пишучи Вам это письмо, невольно чувствуешь некоторую неловкость, что приходиться говорить посредством третьего лица, но я не в состоянии писать трех слов…».

Лариса уже совсем переселилась в дом Сергея – так он просил. Элиасберг пытался отговорить и даже прислал сиделку. Сиделка была кстати, так как заболел отец, не выдержав страданий сына, тетушки сильно устали, доктор уезжал, и вся нагрузка легла на Ларису.

23 февраля неожиданно приехал муж сестры Ольги Миша Кривинюк. Лариса была рада, что появилась подмога в его лице. 25 февраля ей исполнилось 30 лет.

Третьего марта Мержинского не стало. Лариса всю его могилу услала цветами и на всю свою жизнь сохранила память о нем.

Много пишут и говорят о том, как относился к ней Сергей, как складывались отношения между ними. Видимо, никто и никогда не сможет ответить на вопросы, касающиеся их двоих. Но одно ясно точно: только любящее сердце Леси смогло до последней минуты жизни Сергея, несмотря на все проблемы со своим здоровьем, нехваткой средств, отношением к ней со стороны Сергея, ее и его родных (тетушки Мержинского вначале относились к ней настороженно), сделать для него все, что было в ее силах, забыв о себе самой. Сама Лариса по этому поводу пишет: «Любовь абсолютной справедливости не знает, но в том и высшая справедливость».

В феврале 1981 года Минский городской Совет народных депутатов принял решение переименовать улицу Инструментальную в Первомайском районе в улицу одного из первых марксистов Белоруссии Сергея Константиновича Мержинского и именовать ее впредь улицей С.К.Мержинского.

А в марте 1987 года было принято следующее решение: «В целях увековечивания памяти выдающейся украинской поэтессы-революционерки Леси Украинки … безымянной улице в жилом районе «Веснянка» … присвоить имя Леси Украинки и впредь именовать ее улицей Леси Украинки».

Две улицы в одном городе, но не рядом. Две судьбы – пересеклись и разошлись, оставив яркий след в истории …

Леся Украинка и Климент Квитка

Только в тридцать шесть она, наконец, встретит человека, с которым сможет создать то, к чему стремилась всю свою жизнь, – настоящую семью. Мужем Леси Украинки станет Климент Квитка – юрист по специальности и фольклорист по призванию. Климент даст талантливой поэтессе покой и ощущение того, что ей есть на кого опереться. Прожила Леся Украинка всего лишь сорок два года, и тридцать три из них плодотворно работала на литературной ниве. Похоронена в Киеве на Байковом кладбище между могилами отца и брата Михаила. Её произведения, в основном, издавались после смерти поэтессы, а на основе истории Леси Украинки и Сергея Мержинского в 1971 году был снят фильм «Иду к тебе» (режиссер А.Демидова). Леся, которая столько сделала для развития родной культуры, была и остается национальной гордостью Украины.

Источники:

  1. Акрыленыя родным словам: Ларыса Косач-Квiтка (Леся Украiнка) i Алаiза Пашкевiч (Цетка) Уклад. Башняк Iван i iнш. Мн., 2021
  2. Зов Прометея. Яков Басин. Мн., 1987
  3. Мыслiцелi i асветнiкi Беларусi. Энцыклапедычны даведнiк. Мн., 1995
  4. Рифма ценою в жизнь. Рублевская Л. Мн., 2013
  5. Леся Украинка. Жизнь и творчество в документах и фотографиях. Гуць М.В., Россошинская Н.Л., Киев, 1979
  6. В годину испытаний. Борис Клейн. Мн., 1986

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.