Ад родных ніў, ад роднай хаты
У панскі двор дзеля красы
Яны, бяздольныя, узяты
Ткаць залатыя паясы.
І цягам доўгія часіны,
Дзявочыя забыўшы сны,
Свае шырокія тканіны
На лад персідскі ткуць яны.
А за сцяной смяецца поле,
Зіяе неба з-за акна, –
І думкі мкнуцца мімаволі
Туды, дзе расцвіла вясна;
Дзе блішча збожжа ў яснай далі,
Сінеюць міла васількі,
Халодным срэбрам ззяюць хвалі
Між гор ліючайся ракі;
Цямнее край зубчаты бора…
І тчэ, забыўшыся, рука,
Заміж персідскага узора,
Цвяток радзімы васілька.
Максим Багдановiч
Великий белорусский поэт Максим Богданович в своих стихах, в том числе и в своем знаменитом стихотворении «Слуцкие ткачихи», воспел скромный и в тоже время невероятно обаятельный цветок – синий василек как настоящий символ земли белорусской.
Василек! Именно этот цветок размещен на логотипе Беларуси как страны, привлекательной для туризма. Он также стал символом «БЕЛАВИА» и известной системы «БЕЛКАРТ» (платежной системы Республики Беларусь на основе банковских платежных карточек), фестиваля «Славянский базар в Витебске». Блог, который вы сейчас читаете, также своим символом считает этот цветок.
Василек синий (Centanrea cyanus) – представитель бескрайних белорусских полей имеет еще одно распространенное название: волошка.
Излюбленным местом, где обитает этот цветок в наибольшем количестве, являются поля ржи и пшеницы, причем как яровые, так и озимые. Встречается он и на полях, где растут ячмень, тритикале, овес, лен, рапс, люцерна, клевер, а также вдоль дорог и лесополос. Но самая тесная связь у василька с рожью, которая объясняется тем, что василек растение не местное, а было завезено вместе с рожью из западной части Азии.
Цветет василек с июня до поздней осени. Окраска его лепестков варьируется от сине-голубых до лазорево-белых.
Несмотря на то, что васильки «засоряли» посевы зерновых, их не уничтожали, а любили и даже складывали о них легенды.
Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности: «Все, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы – благоухание и цвет, леса – таинственный шепот, и только ты не выражаешь признательности, как никто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья».
«Я тебе благодарна, – отвечала нива, – Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви».
«Хорошо, согласилось небо. – Если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе».
Мгновенно случилось чудо, среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом со знойным небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба – василькам – и шепчут им нежные слова».
Васильки, васильки посреди пожелтевшего хлеба,
Васильки, васильки, как безоблачный полдень, ясны,
Видно, это на землю упали осколочки неба
Заставляя нас вспомнить забытые песни весны.
Такова легенда, родившаяся на Руси.
Название василька центауре произошло от древнегреческого мифического существа Центавра, который соком василька залечил себе раны, нанесенные Гераклом. А в Древнем Риме василек назывался цианусом (цианус – значит, синий), в честь синеглазого юноши, который проводил время среди васильков, собирая их для венков и гирлянд.
Однажды богиня плодородия Церера, проходя по полям, услышала печальные голоса васильков, которые жаловались на то, что хлебопашцы хотят убрать их с полей, где растет рожь. Церера посочувствовала беспомощным цветам и заступилась за них. С этого времени, решила она, у васильков, которые растут во ржи, будет свое предназначение: украшать снопы на празднике урожая. Один раз в год их будут собирать жнеи, чтобы украсить венками с васильков свои головы.
У славян до недавнего времени с васильками было связано два празднества. Первый «Пошел колос на ниву» отмечался, когда на ниве появлялись первые колосья. Молодежь собиралась на окраине деревни. Девушки и парни становились в два ряда друг против друга, брались за руки, а по рукам как по мосту, шла украшенная васильками и лентами девочка. Пары переходили из последних рядов вперед до тех пор, пока девочка не доходила до нивы. Здесь она сходила на землю, срывала несколько колосьев и бежала с ними в село, где ее встречали родители.
Праздник «Именной сноп» проходил в конце лета, перед уборкой зерновых. Женщины –хозяйки выходили в поле с хлебом и солью зажинать ниву. Вязали первый сноп, украшали его васильками, торжественно с песнями приносили в дом и ставили в красный угол.
Известен с давних времен этот цветок и своими лечебными свойствами. Лечебный настой из его лепестков помогает при заболеваниях почек и глаз.
Использовали цветы василька и при ворожбе, как приворотное зелье.
Собирать цветы начинали на Сёмуху, во время Русальной недели. Синий цвет связывает этот цветок, согласно преданиям, с нижним ярусом мироздания и имеет отношение к загробному миру. Ряд ученых связывают этимологическое название «валошка» и «василек» с Велесом. На Сёмуху из этих цветов плели венки и сохраняли в доме, а потом использовали в погребальной обрядности.
На Гомельщине во время обряда проводов русалок выбирали девушку, которая выполняла роль русалки. Так как считалось, что название цветка василек происходит от юноши Василька, которого русалка на Русальной неделе заманила в поле и защекотала до смерти (после чего он и превратился в цветок), то выбранной девушке надевали на голову венок из васильков и пели «Василька»:
«Ой. Васiль жа мой, васiлечак,
Васiлечак, васiлечак!
Бярозавы мой цвэточак!
Мой цвэточак, мой цвэточак!
Часам цебэ я садзiла,
Другiм часам палiвала,
Трэцiм часам сырывала!
Сарву цьвяток, саую вянок,
Завiушы вяноук, пайду у танок»
Василек пользовался издавна большой популярностью и у других народов. Он пришел к нам из глубокой древности. В гробнице Тутанхамона был найден маленький венок их этих цветов.
О васильке писали народные поэты Якуб Колас, Янка Купала, Аркадий Кулешов, Максим Танк, Петрусь Бровка, Олег Лойко и многие другие.
Многие художники посвятили василькам свои живописные полотна. Белорусская художница Нинель Счастная на своей картине изобразила молодых юношу и девушку, нашедших свое счастье в океане васильков, которые как бы своей нежностью и озарением помогают их семейной радости и благополучию.
Эти цветы-звездочки придают неповторимый национальный колорит и многим ручникам, скатертям, фартукам и платкам и другим изделиям белорусских народных мастеров.
На территории Беларуси известны шесть видов василька: василек синий, имеющий народные названия синовник, хабер и хабэрка; василек луговой – ранник, шарашник, и медьвежьи головки; василек скабиозный – галавач, динь-динь и листовник; а также – василек фригийский, василек раскидистый и василек рейнский. Помимо полевого, часто встречается в Беларуси василек луговой (Betula rubescens) – прекрасное медоносное растение с лилово-розовыми цветками. Это многолетнее растение высотой до метра, украшает луга и поляны в течение всего лета.
Благодаря усилиям ботаников, селекционеров и цветоводов, василек стал декоративным растением и теперь он может нас радовать не только на полях и лугах, но и на клумбах и газонах.
Источники:
- Цветы в преданиях. С.Красиков. Мн., 1989
- Пра гарох i буракi, бульбу, жыта, агуркi … З.Марозау. Мн., 1998
- Язычнiцтва старажытных беларусау Л.Дучыц, I.Клiмковiч. Мн., 2018
- Большая энциклопедия маленького профессора. Цветы родного края. Сост. С.С.Савчук, Л.У.Савчук, В.Н.Лебедько Мн., 2017
Благодарю за такой проникновенный рассказ о васильках