В 1829 году Валентий Ванькович возвратился на родину и поселился в своем имении Малая Слепянка под Минском. Художник часто бывал в Минске. В Верхнем городе жил Ян Дамель, с которым у Ваньковича сложились дружеские отношения. Рядом с мастерской Дамеля находилась мастерская художника-любителя Чеслава Монюшко, одна из сестер которого – Михалина стала женой двоюродного брата Валентия – Эдварда. Дом Эдварда по улице Волосской (ныне Дом Ваньковичей) стал вторым домом для художника и своеобразным салоном минской творческой интеллигенции. Здесь устраивались литературные и музыкальные вечера на которых выступали европейские знаменитости, такие как Мария Шимановская и Кароль Липиньский и многие другие.
Годы проведенные в родных местах оказались плодотворными. Ванькович создает целую серию новых работ. Основное место в его творчестве занимали портреты родных и близких ему людей: отца, сестры Станиславы Горновской, жены Анели с детьми, дяди Антония Горецкого, Доминика Монюшко и многих других. Наиболее зрелым произведением этого периода считают портрет мистика Анджея Товяньского, который оказал существенное влияние на его жизнь и творчество.
Валентий познакомился с Товяньским в конце 20-х годов. Анджей Томаш Михал Кароль Товяньский (1798 – 1878) – сын Якуба, помещика и чиновника, писаря Виленского земского суда, пережив в 1828 году религиозное озарение и осознав свою миссию, разработал в рамках католичества религиозно-философское мистическое учение, в котором заявлял об особой исторической миссии Польши в семье христианских народов. Согласно его учению, Польша за неверность Богу в качестве кары была отдана в неволю. От нее она сможет избавиться только тогда, когда опомниться, попросит прощения у Всевышнего и вернется на брошенный путь национального предназначения. Товяньский причислял себя и Наполеона к посланцам Бога. В начале 1830-х годов он пробовал проповедовать свое учение в Петербурге, затем ездил по европейским странам, а в 1840 году основал мистическую секту Круг Божьего Дела в Париже. Здесь он привлек в секту много эмигрантов. С целью повышения авторитета секты вовлек в нее таких знаменитых людей как Адам Мицкевич. Именно благодаря этому среди членов секты появилось много уроженцев белорусско-литовских земель. Среди них – Стефан Зан (брат Томаша), Ромуальд Гедройц, Юлиуш Словацкий, братья Ромуальд и Евстафий Янушкевичи, Валентий Ванькович и многие другие. В 1841 году в соборе Парижской Богоматери мистик публично изложил свои основные идеи. В 1842 году французские власти выдали распоряжение о изгнании Товяньского с территории Франции.
В портрете Анджея Товяньского Ваньковичу удалось показать человека неординарных способностей – волевого, решительного, целеустремленного, готового на все ради достижения своей цели.
Еще более выразительным стал портрет жены Товяньского – Каролины. Молодая дама изображена в ярко-желтом шелковом платье, сидящей у клавесина. Голова женщины повернута к зрителю. Тонкие черты лица, умный и глубокий взгляд говорят о высоком интеллекте молодой особы.
По рекомендации Товяньского, художник пишет «Мадонну с младенцем», которая по оценкам современников стала одним из лучших произведений Ваньковича. Картина имела большой успех и была приобретена в Париж.
В 1832 году Совет Императорской академии художеств за портреты, «написанные с натуры» удостоил Валентия Ваньковича звания «назначенного». Это была последняя ступенька перед получением «академика».
В постановлении не указаны конкретные картины, но скорее всего, среди них были портреты Антония Горецкого и Войцеха Пусловского.
Портрет Антония Горецкого (1787-1861) был написан между 1829 и 1830 гг., так как после восстания 1830-1831 годов Горецкий эмигрировал во Францию.
Для портрета слонимского предводителя дворянства В.Пусловского (1762-1833) художник выбрал старопольский костюм на котором помещена, полученная в 1813 году за продолжительную службу при русском дворе и поставки продовольствия для русской армии во время Отечественной войны 1812 года, звезда и лента с орденом Анны I степени. В этом наряде он появлялся на приемах и придворных балах. Оригинально представлено лицо, которое так описывалось одним из современников: «Из кунтушового корпуса вырастала лысая голова с взъерошенными на висках волосами и голым с бакенбардами лицом».
Но за этой оригинальной внешностью прятался неординарный человек: умный, энергичный, состоятельный, который ежегодно за свой счет отправлял учиться детей из бедной шляхты в гимназию и университет. Известно, что художник написал портреты жены и детей В.Пусловского, но они не сохранились.
В конце 1830-х годов начинается новый период в жизни и творчестве художника. У Ваньковича сильно изменился характер. Он стал раздраженным и высокомерным. Все чаще наблюдались нервные срывы. Появилось желание уехать в Европу, чтобы увидеть работы именитых художников, вырваться из окружающей его благополучной среды, свободно заниматься творчеством. И, конечно, он желал встречи с Адамом Мицкевичем и Анджеем Товяньским.
Летом 1839 года Ванькович, составил завещание и сделав необходимые распоряжения уехал за границу.
Побывал в Берлине, где посещал музеи, писал и выставлял свои работы. Здесь он впервые пожаловался на боли в груди – давал о себе знать туберкулез. Несмотря на болезнь продолжил путешествие. Жил около года в Дрездене, потом работал в Мюнхене и только потом прибыл в Париж.
Валентий поселился вначале в доме своего дяди Антония Горецкого, но вскоре, поссорившись с ним из-за А.Товяньского, с которым тот порвал отношения, переехал к Адаму Мицкевичу.
Адам жил в Париже со своей семьей. У Мицкевичей было четверо детей и к этому большому семейству прибавился Ванькович. Его приняли радушно, как принимали в этом доме и других земляков.
Валентий к этому времени был неизлечимо болен. Путешествие и постоянная работа истощили организм, но несмотря ни на что последние месяцы жизни он продолжал писать новые работы.
Усталость и болезнь подпитывали мистические идеи и настроения, поддерживаемые Товяньским. Это сказалось на творчестве, на выборе тематики картин. Написаны были работы религиозной тематики: «Святая Клара», «Евангелист Иоанн», сделано несколько изображений Христа. Художник снова вернулся к образу своего давнего кумира – Наполеона Бонопарта.
Писатель Стефан Витвицкий писал из Парижа поэту Ю.Залесскому: «Ванькович бедный болен грудью и кажется смертельно. Очень мне жаль беднягу, порядочный человек и всецело жертва А.Товяньского. Сам Адам сказывал, что душа его так напряжена, что организм не выдерживает».
Единственный портрет, который был написан в это время –его собственный.
На «Автопортрете» 1842 года мы видим 42-летнего мужчину с настороженным взглядом, исхудавшим лицом в домашнем халате. Во всем облике – ощущение одиночества и отрешенности от внешнего мира. Образ художника полон тихой грусти. Он как будто примирился со скорым уходом в иной мир и этим портретом прощался с земной жизнью. Его автопортрет – одна из самых глубоких и проникновенных работ художника.
Валентий Ванькович умер 12 мая 1842 года в доме своего друга Адама Мицкевича. На похоронах присутствовали знакомые, жившие в Париже, Мицкевичи, Антоний Горецкий и Роза Высогердова, урожденная Горецкая. Похоронен художник на кладбище Монмартра Сен-Дени. Обелиск, установленный на средства Розы Высогердовой – скромная дань уважения нашему земляку, талантливому художнику первой половины XIX века.
В Минске в скверике Адама Мицкевича находится памятник этому знаменитому писателю. На берегу Свислочи возле гостиницы «Беларусь» расположился памятник всемирно известному писателю Александру Сергеевичу Пушкину. А в Верхнем городе, возле Дома Ваньковичей, стоит памятник художнику, который запечатлел их образы для истории. Их пытливые взгляды из прошлого как бы вопрошают: «Помните ли вы о нас?»
Источники:
- Ваньковичи сост. Н.А.Голубев. Мн., 2012
- Валентий Ванькович Чудов В.И. Мн., 2020
- Изобразительное искусство Белоруссии дооктябрьского периода. Кацер М.С. Мн., 1969
- Культурнае жыцце Мiнска I паловы XIX стагоддзя .Карповiч Т.А. Мн., 2007
- Асоба i час. № 2, Мн., 2010
- Живопись Белоруссии. Дробов А.Н. Мн., 1974
- Адам Мiцкевiч. сост. Несцярчук Л.М. Брэст, 2019
- Соотечественники. Адам Мальдис Мн., 2013