Востоковед из Берестовицы (часть 1)

Осип Ковалевский

На земле Берестовиччины родилось много талантливых, творческих людей. Среди них магистр философии, профессор Виленского императорского университета Игнат Симонович Анацевич, астроном, математик, доктор философии и теологии, ректор Главной виленской школы Мартин Почобут-Одляницкий, конструктор космических систем, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки Российской Федерации Георгий Михайлович Скопец и многие другие. Среди выдающихся людей этого края и герой нашего рассказа – Ковалевский Осип Михайлович.

Лекции профессора Ковалевского всегда пользовались у студентов популярностью и 9 октября 1878 года лекционная аудитория Варшавского университета была переполнена. Во время его как всегда эмоционального выступления, он внезапно остановился и, прервавшись на полуслове, упал прямо на помосте перед кафедрой. Профессора как будто сразила невидимая стрела кочевников, к сакральным ценностям которых он прикоснулся в своей научной деятельности. Последняя его лекция была на тему «Чингисхан – основатель династии Юань»…

Родом Осип (Юзеф) Ковалевский из Большой Берестовицы, хотя большинство энциклопедий не упоминают его место рождения, либо называют город Гродно.

Появился он на свет 9 января 1801 года в семье униатского священника. Когда Осипу исполнилось 7 лет, его отправили учиться в Гродненскую губернскую гимназию, которая находилась в местечке Свислочь. После её окончания в 1817 году он поступил в Виленский университет и учился там за государственный счет. Как раз в этот год в университете было создано тайное общество филоматов. По инициативе Адама Мицкевича, Осипа (друзья называли его Юзя) приняли в общество девятым по счету членом и сразу же избрали секретарем, а затем председателем первого отделения (литературы и моральных дисциплин). Когда филоматы создали «Союз друзей», то руководителем его тоже стал Ковалевский. Кроме того, он возглавил и «Голубой союз» (звено) Общества филаретов.

В 1821 году Ковалевский закончил университет, получив степень кандидата философии и был определен заместителем преподавателя словесности в местную гимназию. Помимо этого, он занимался переводом произведений античных авторов и поэтов. Осипу прочили в будущем успешную карьеру ученого и педагога. Однако жизнь Ковалевского пошла по другому сценарию. Власти напали на след тайной организации филоматов и в ночь с 23 на 24 ноября 1823 года арестовали более 100 человек, среди которых был и Осип.

Дело филоматов было настолько серьезным, что им занялся Николай I и все ждали суровых наказаний. Но для большинства наказание ограничилось высылкой во внутренние губернии России под надзор полиции. Попечитель Виленского учебного округа Н.Н.Новосильцев еще в мае 1823 года написал Цесаревичу Константину Павловичу, что Ковалевский О.М. и его два друга еще до следствия выразили желание изучать восточные языки. Они и были направлены с этой целью в ссылку: на учебу в Казанский университет. Перед отъездом бывшие члены тайных организаций собрались на квартире у филарета Т.Масальского – боятся уже не было чего. Осип Ковалевский взял с собой обычный альбом и попросил друзей оставить в нем на память свои записи. 45 человек откликнулись на его просьбу. Ковалевский дорожил этим альбомом и еще не один десяток близких и дорогих ему людей на протяжении 50 лет оставляли в нем свои автографы (войдет в историю как «Альбом филоматов»).

Гусиноозерский дацан

В октябре 1824 года Ковалевский с друзьями покинули Вильно и в декабре прибыли в Казань. В Казанском университете Осип практически за год овладел арабским, персидским и тюркским языками. В 1827 году ректором университета стал передовой ученый, математик Н.И.Лобачевский, который заметил выдающиеся способности Ковалевского и назначил его на должность руководителя первой в Европе кафедры монгольского языка. С целью основательного изучения этого языка он направил молодого ученого в командировку в Забайкалье. 28 мая 1828 года О.Ковалевский и студент А.В.Попов отправились в Иркутск, где их встретил опытный монголовед-практик А.В.Игумнов. В начале 1829 года Ковалевский побывал в Урге (ныне Улан-Батор), затем вместе с А.В.Игумновым и А.А.Поповым ездил по всей Бурятии «для практических упражнений в монгольском языке», потом они посетили Чжагалутайские храмы. Без А.В.Игумнова, который заболел, казанские исследователи отправились в Гусиноозерский дацан (буддийский монастырь) – в резиденцию главы бурятского ламаистского духовенства с титулом бандидо-хамбо – ламы Данцзан Гавана. Затем побывали в других храмах, отправились к бурятам Хоринского округа, затем Агинского. О трудностях этих путешествий Ковалевский позднее писал своему учителю по гимназии Ю.Крусиньскому: «надо было составить грамматику и научиться всем диалектам живого языка в степях, дремучих лесах без дороги, забираясь на скалы, чтобы найти кочевья, и в закопченных юртах искать людей; знакомиться с ламами, ездить с ними на богослужения в святыни и монастыри, везде добывать что-то полезное для себя и переписывать старинные рукописи, корпеть над ними день и ночь. Тем временем обривши голову и закутавшись в монгольский халат, я должен был довольствоваться тарелкой так называемого кирпичного чая (с бараньим салом и молоком) и куском печеной на огне баранины без хлеба и соли. Сколько же месяцев я должен был спать на обледеневшей земле, засыпанной снегом, среди верблюдов и оленей! Разве можно на этом листке тонкой бумаги перечислить все печальные и веселые приключения?»

Источник: openarctic.info

Уже в 1829 году Осип Ковалевский добился больших успехов в изучении монгольского языка, материальной и духовной культуры бурят и эвенков Забайкалья.

В 1830 году должна была произойти смена состава русской духовной миссии в Пекине. Согласно договору конца XVIII века несколько православных миссионеров допускались в закрытую для европейцев Поднебесную империю – Китай. Один раз в десятилетие состав миссии обновлялся. Ковалевский попросил попечителя Казанского учебного округа ходатайствовать о его командировке в Китай в качестве письмоводителя к приставу, сопровождавшему одиннадцатую духовную миссию.

Источник: stoneforest.ru

По пути следования миссии во время ночлега в пустыне Гоби на них напал отряд местных разбойников – жестоких хунхузов. Они под покровом темноты быстро нейтрализовали охрану и от смерти миссию спас безоружный Ковалевский. Оказалось, что он прекрасно владеет наречием, на котором общались бандиты. Осипу удалось расположить к себе главаря, причем он даже перестарался, так как тот решил отпустить всех, а Ковалевского оставить у себя переводчиком. Удалось все же расстаться по-хорошему, причем на прощание главарь снял с себя амулет и повесив его на шею Ковалевскому, сказал, что он спасет его от многих бед. Амулет в Китае Осип не снимал и, как оказалось, правильно сделал.

Целый год Осип Ковалевский провел в Монголии и Китае. В Пекине он встретил земляка, знаменитого тогда в Китае врача Войцеховского, спасшего в свое время от смерти принца правящей в Китае династии. Он познакомил Осипа с высшим лицом буддийского духовенства Китая Минджул гэгэном. Когда Ковалевский сказал ему, что интересуется историей династии Чингисхана, тот признался, что он единственный в мире, кто может помочь ему в этом вопросе.

И вот Ковалевский оказался в одном из древнейших буддийских монастырей, где в глухом подземелье ему показали бесценный документ – летопись монгольской династии Юань. Увидеть оригинал такого документа – это мечта любого ученого!

С разрешения монахов он стал, не выходя из подземелья, так как выносить документ было нельзя, при свечах делать его копию. Несколько месяцев спать удавалось только урывками, но дело было доведено до конца. Ковалевский стал готовиться к отъезду, так как его командировка заканчивалась, но неожиданно заболел. Болезнь была очень странной: он не чувствовал боли, но при этом не мог даже пошевелиться. Войцеховский, местный медицинский светила, не знал, что делать и как его лечить. (Продолжение следует…)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.