Деревня Вязынка находится в 38 км от Минска в северо-западном направлении по шоссе Минск–Молодечно. На повороте к этой знаменитой не только в Беларуси, но и во всем мире деревне, установлен указатель с надписью «Купаловский заповедник «Вязынка», а 7 км дороги от поворота отмечены на каждом километре памятным валуном. Это памятное место включено ЮНЕСКО в международный туристический маршрут как родина классика белорусской литературы Янки Купалы (1882-1942)—поэта, драматурга, переводчика, публициста, одного из основоположников новой белорусской литературы, лидера национального возрождения.
Будущий патриарх белорусской литературы появился на свет в небольшом деревянном доме, стоящем на берегу реки Вязынки. Как утверждали старожилы, в давние времена эта речушка была широкой и многоводной. На ее берегах рос могучий лес, которого было достаточно не только для своих потребностей, но и для продажи. Древесину сплавляли по реке, вязали плоты. Отсюда и возникло название деревни – Вязанка, позднее преобразованное в Вязынку. Но есть еще одна версия, как возникло название деревни. Согласно ей, на берегах реки росло много вязов, и поэтому первые поселенцы и назвали это место Вязынкой.
В ночь на Ивана Купалу, 25 июня (7 июля) 1882 года в семье Доминика и Бенигны Луцевичей родился сын, которого назвали Яном.
Дом сохранился. Теперь в нем находится филиал Государственного литературного музея Янки Купалы. В одном их помещений воссоздана обстановка, в которой родился поэт, в других богатая и интересная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве поэта. Рядом с домом-музеем представлен облик усадьбы конца XIX века. Сохранился старый сад и небольшой водоем того периода. На территории заповедника установлен памятник-бюст Янке Купале работы скульптора З.Азгура.
Прожил в Вязынке маленький Иван со своими родителями всего лишь 11 месяцев. Долгое время специалисты –купаловцы не могли найти метрику Янки Купалы. К столетию поэта в Институте литературы АН Беларуси готовили сборник документов и материалов и очень хотели обнаружить этот документ. Но надежды было мало, так как в ходе поисков выяснили: метрические книги 1880-х годов по Минскому повету не сохранились – сгорели вместе с довоенным архивом ЗАГСа в первые дни войны. Историк и литературовед Геннадий Киселев, обратил внимание на одну деталь в автобиографии Я.Купалы, которая и помогла выйти на след документа. Дело в том, что в своих автобиографиях Купала всегда писал, что он родился в Виленском повете. Учитывая то, что Вязынка, относившаяся к Минскому повету, находилась рядом с Радошковичами, входившими уже Виленский повет, появилась надежда, что возможно его зарегистрировали в костеле соседнего повета. Документы белорусских поветов бывшей Виленской католической епархии находились во время войны в Вильнюсе и после войны вернулись в Беларусь. По запросу института литературы был найдена метрика такого содержания:
Когда, где, кто и кем, одною ли водою или со всеми обрядами таинства окрещен
Когда, где, кто и кем, одною ли водою или со всеми обрядами таинства окрещен | 1882 года июля 12 дня в Радашковичском р(исмско)-к(атолическом) приходском костеле окрещен младенец по имени Иван кс. Станиславом Сульжинским, вилейским деканом, с совершением всех обрядов таинства. |
Какого сословия и общества, каких родителей, когда и где , т.е. в каком приходе родился крещенный | Дворян Доминика и Богумилы с Волосовичей Луцевичей за(конных) супр(угов), сын, родившийся 25 июня сего года в имении Вязынке. |
Кто были по имени и прозванию восприемники при св. крещении и, кто присутствовал | Восприемниками были Иосиф Банцаревич с Олимпиею Замбржицкою |
Таким образом было выяснено, что действительно Янку Купалу крестили Радошковичах.
Но остались и вопросы, на которые нет однозначных ответов.
Родители Купалы записаны в этом документе дворянами, хотя еще в 60-е годы XIX века были записаны в мещане.
Крестной Янки Купалы стала жена владельца Вязынки Станислава Замбржицкого – Олимпия, а вот кто такой Иосиф Банцаревич, ставший крестным отцом, остается загадкой.
Янка Купала ни разу за всю свою жизнь не посетил этот уголок земли, где он появился на свет, не навестил свою крестную мать, хотя часто бывал в этих местах. Что мешало ему это сделать?
Непонятно, почему мать будущего поэта Бенигна Ивановна записана в метрике Богумилой?
Почему живя в Минской губернии, крестили сына в соседней Виленской?
Кстати, Янка Купала мог родиться и в Ракове. Его отец работал на раковском броваре и за 6 месяцев до рождения будущего классика белорусской литературы семья переехала Вязынку.
Видимо и у самого Янки Купалы на этот счёт были какие –то вопросы, иначе как можно понять его загадочную «Эпiграмма на самога сябе»:
Завуць мяне Янка Купала,
З бяды я песенькi складаю,
Пазнау людзей i свет цi мала,
Вось дзе радзiуся, дык не знаю!
Источники:
- Достопримечательности Минска и его окрестностей. Машенко С.И. Мн., 2020
- Генадзь Кiсялёу. Смак Беларушчыны Мн.,2013
- Дарога у заветнае. Марцiновiч А. Мн., 1992
- Шляхам прауды. Марцiновiч А. Мн., 1994