Беларусы в Москве (часть 1)

Проспект Мира, фото с www.um.mos.ru

Среди многочисленных экскурсионных маршрутов в Москве недавно появился новый, посвященный местам, связанным с белорусами. Надо отметить, что среди известных мест и памятников российской столицы есть не мало тех, к которым имеют прямое отношение наши земляки.

В центре Москвы располагается Мещанский район Центрального административного округа, где находится 75% археологических заповедников города. История возникновения этого района теснейшим образом связана с белорусами.

Перенесемся в XVII век. Его вторая половина – это период массового переселения белорусских крестьян и ремесленников на российские земли. Документальные источники свидетельствуют, что причины переселения разные: это и добровольцы, которые по своей инициативе переселились в Россию, православные священники, подвергающиеся гонениям, и так называемые «полоняники» – захваченные в боях шляхтичи, солдаты, обозная челядь. Часть из них – это ремесленники, которых приглашали как искусных мастеров в столицу и другие города российской державы. Кроме того, процесс переселения поощрялся властями в связи с тем, что эпидемия чумы 1654 года унесла до 80% населения Москвы.

В сентябре 1672 года был опубликован царский указ, согласно которому для выходцев из Беларуси в Москве была создана особая Мещанская (Новомещанская) слобода, подчиненная Посольскому приказу. Она сильно отличалась от других районов Москвы, так как переселенцы из белорусских земель использовали линейную планировку застройки и дома возвели вдоль четырех параллельных улиц, получивших название Мещанских. Здесь поселились белорусские умельцы, которые принимали участие в строительстве и украшении многих храмов и дворцов Москвы и Подмосковья. В связи с проведением в Москве в 1957 году Всемирного фестиваля молодежи и студентов главная улица бывшей слободы – 1-я Мещанская была переименована в проспект Мира, 3-я Мещанская в улицу Щепкина, а 2-я Мещанская в 1966 году стала улицей Гиляровского. Осталось прежнее название только у 4-й Мещанской, хотя и без номера.

Для учета тяглых людей правительство Москвы неоднократно проводило перепись посадского населения. По данным переписной книги за 1676 год, выходцы из Беларуси и Украины жили во многих слободах (Гончарной, Пушкарной, Бронной), но в Мещанской слободе составляли подавляющее большинство (белорусские мастера, работающие при царском дворе, жили в дворцовых слободах).

В таблице представлены данные переписной книги по населению Мещанской слободы. Из зарегистрированных 552 тяглых владельцев дворов и 105 тяглых бездворных хозяев, имевших самостоятельный доход, выходцев из Беларуси было соответственно 412 и 75, а выходцев из других местностей – 140 и 30.

По самым скромным подсчётам дворы белорусских переселенцев к 80-м годам XVII века составляли не менее 20% всех дворов посадского населения Москвы.

Раньше всех начал расселять выходцев из Беларуси по монастырским вотчинам патриарх Никон. Летом 1654 года одна из первых больших групп белорусских ремесленников из Кутеинского монастыря в Орше, из Копыси, Шклова, Дубровно, Витебска была направлена патриархом Никоном на постоянное жительство в село Бородицино – вотчину Иверского монастыря на озере Валдае. Это переселение было вызвано тем, что в случае захвата Орши польско-литовскими войсками, монастырь был бы подвергнут репрессиям, так как игумен Иоиль и вся братия были сторонниками единения Беларуси и России. Именно Никон первым обратил внимание на высокий уровень прикладного искусства белорусских мастеров, часть из которых была потом переведена в резиденцию Никона – Ново-Иерусалимский монастырь на Истре. После ссылки Никона на Север, мастеров забрали в Палату резных и столярских дел, которая находилась в ведении Оружейной палаты. Их работой руководил старец оршанского Кутеинского монастыря Арсений, а после его смерти – Клим Михайлов.

Во второй половине XVII века в России происходил переход от средневековой культуры византийского типа к общеевропейской культуре Нового времени.  Прибытие нескольких сотен ремесленников из белорусских земель способствовало освоению нового для России западноевропейского стиля, как в церковном, так и светском искусстве и науках.

Белорусские резчики, столяры и другие мастера работали на строительстве Коломенского дворца – подмосковной резиденции царя Алексея Михайловича. Дворец был заложен 2 мая 1667 года, в день памяти благоверного князя Бориса и перенесения мощей святых князей Бориса и Глеба, небесных покровителей русских царей.

Отделанные богатой резьбой по дереву, позолотой фасады Коломенского дворца вызывали восхищение современников. Огромное впечатление производила и роскошная внутренняя отделка: сияющая позолотой объемная ажурная резьба, узорчатые окна, яркие многоцветные изразцы печей, художественная роспись стен и потолков. Все резные работы в дворце были выполнены белорусскими мастерами под руководством кутеинского «старца» Арсения и шкловского резчика Клима Михайлова. Белорусские резчики принесли в Россию новую объемную, подобную скульптуре резьбу («флемская резьба») и новую технологию резного дела.

26 августа 1672 года дворец освятил патриарх Питирим. На церемонии освящения присутствовал друг патриарха иеромонах Симеон Полоцкий. Этот талантливый поэт, драматург, богослов, переводчик тоже переселился из Беларуси в Россию. Интересна его деятельность как придворного педагога, которому был поручен надзор за воспитанием царских детей и в их числе и будущего царя – Петра I. Симеоном Полоцким был составлен устав Московской академии – первого в России высшего учебного заведения.

На освящении Коломенского дворца он произнес «Приветство» царю Алексею Михайловичу, в котором дал и высокую оценку построенного дворца:

  • «Нет лучшего, разве дом небесный,
  • Семь дивных вещей древний мир чтише,
  • Осьмий див сей дом время имеет наше».
Коломенский дворец

Роскошному дворцу, к сожалению, не суждена была долгая жизнь. Сто лет спустя, когда дворцу необходим был капитальный ремонт, посчитали, что лучше его разобрать.

В 2010 году дворец в Коломенском был воссоздан в своей полномасштабной копии. Ныне многочисленные посетители Коломенского глядя на него могут снова восхищаться «осьмым чудом света».

О других не менее значимых памятниках, созданных талантливыми мастерами России и Беларуси будет наш следующий рассказ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.