Лучайский храм

Недалеко от Постав, в 18 км на юго-запад по автодороге Полоцк –Вильнюс и в 7км к юго-западу от Воропаево, находится деревня Новосёлковского сельсовета – Лучай.

Она известна с первой половины XVI века, как местечко Ошмянского повета Виленского воеводства. Упоминается в источниках с 1542 года как владение Заберезинских (Забжезинских). Потом её хозяевами были Юндилы, Киргайлы, Глебовичи, Шеметовы, Рудомины, Пацы, Пузыны, Огинские, Ваньковичи, Мостовские, Клейгельсы. Размещается бывшее местечко между озерами Лучай и Лисицкое. Лучайское озеро, площадью 2,51 квадратных метров – самое богатое на острова озеро Поставщины. Здесь разместилось шесть островов площадью 9 гектаров. С озерами связана следующая легенда:

Жила в давние времена в этой местности красивая девушка, но имела необычную особенность: глаза у нее были разного цвета. Один глаз – сине-голубой, а второй – черный как уголь. Многие местные парни заглядывались на неё, но ей понравился молодец с соседней деревни. Он был высокий, красивый, но душу имел темную, нечистую. Гонорливость и напыщенность прямо распирали его.

Однажды встретились они на вечеринке, и призналась девушка в своей любви. А он, услышав это, только громко засмеялся и со злостью сказал:

– А я тебя не люблю. У тебя глаза разные….

Выбежала девушка за деревню в поле и горько заплакала от большой обиды. И потекли у неё из глаз ручьи слёз. Разного цвета они были. В одном вода голубая и прозрачная, а другом – черная и мутная. И потекли они в разные стороны. Так и образовались два озера: Лучайское – светлое с песчаными берегами и Лисицкое – темное с торфяным дном.

Когда подъезжаешь к деревне, то уже издали видны две башни огромного костела. Вызывает удивление то, что огромный храм городского типа построен в такой небольшой деревушке. Лучайский костел наиболее поздний памятник иезуитского храмостроительства северного региона Беларуси. Он интересен тем, что несмотря на еще многочисленные элементы барокко, в нем уже четко прослеживаются черты нового направления – классицизма, который крайне редко использовался при строительстве костелов в Беларуси.

Костел Святого Тадеуша был построен в 1766-1776 годах в центре деревни Лучай на берегу озера, на месте ранее находившейся здесь каплицы. В первой половине XIX века был частично перестроен и теперь представляет собой двухбашенную трехнефную базилику (неф — пространство между продольными рядами колонн в христианских храмах; базилика — прямоугольное в плане здание, разделенное на три или пять продольных нефов рядами столбов или колонн ) с полуциркульной апсидой и трансептом (трансепт — поперечный неф).

Вызывают интерес верхние части башен костела, выступающие над крышей храма. Они представлены в виде небольших античных храмиков (только с четырьмя одинаковыми фронтонами по каждому «фасаду» вместо традиционных двух), несущих еще на себе круглые барабаны со шлемовидными куполами. Именно при перестройке верхний ярус башен был завершен купольными ротондами. Элементы барокко заметны на боковых фасадах и внешней стене апсиды.

Интерьер Лучайского костела своей торжественной парадностью напоминает знаменитые римские базилики. Он насыщен архитектурной пластикой дорического ордера. Ордерную пластику дополняют разрисовки в технике гризайль (выполняется оттенками одного цвета), которой в совершенстве владел белорусский мастер Казимир Антошевский, расписавший стены костела. Благодаря такой технике его рисунки кажутся объёмными и походят на барельефы. Искусствоведы утверждают, что он не копировал итальянских мастеров, а расписывал храм в своем стиле. Так же выполнено и размещенное над входом панно – картуш с изображением воинов со щитами и воинскими атрибутами. На парусах, торцовых стенах трансепта и в конхе (полукупол) апсиды – изображения евангелистов, святых и ангелов.

В семидесятые годы XX века Лучаи посетил Леонид Васильевич Алексеев, известный советский и российский историк и археолог. Посетив костел, в то время бездействующий, он познакомился с его восьмидесятилетним сторожем – Михаилом Николаевичем Лапушинским, который регулярно ходил за 4км из своей деревни Соловьиха «смотреть» храм (причем делал это бесплатно). В ризнице, где хранятся облачения и богослужебный реквизит, Михаил Николаевич показал Л.В.Елисееву и фотографу Ю.В.Несквернову три старинных потускневших портрета XVIII века. Сторож пояснил, что это портреты Огинских, которые имели прямое отношение к строительству костела.

Один из них – женский – сохранился великолепно, второй – мужской—намного хуже, третий находился в плачевном состоянии. На женском портрете, рукой первоклассного мастера было изображено лицо уже немолодой аристократки в роскошном платье с наброшенным горностаем. Тонкие, властно сжатые губы женщины, говорят о ее привычке повелевать. Надпись на портрете по–польски: «Эльзбета Огинска (в замужестве) Пузинова». На другом изображен пожилой мужчина в латах. Надпись на нем гласит: «Антоний из Козельска, князь Пузына, каштелян Мстиславский». На третьем портрете, скорее всего был изображен Тадеуш Огинский.

Источник: https://ru.wikipedia.org

Огинские купили имение Лучай у Рудомино в 1731 году. Вместе со вторым мужем Антонием Пузыной Эльжбета Огинская построила здесь роскошный дворец. Владелица Лучая была просвещенной женщиной, покровительницей наук и щедрой меценаткой. В её Лучайском имении проводились астрономические наблюдения. В Вильно основала обсерваторию, которую затем неоднократно поддерживала деньгами. Своим внешним видом Лучайский костел напоминает здание обсерватории Виленской иезуитской академии: тот же переходный стиль от барокко к классицизму. Образ Эльжбеты нашел отражение в поэме Адама Мицкевича «Пан Тадеуш». Умерла в Лучае в 1767 году. Эльжбета начала строительство костела, но завершил его возведение ее родной брат Тадеуш Франтишек Огинский (его внук Михал Клеофас Огинский известен как автор полонеза «Прощание с Родиной»), которому она подарила свое имение Лучай в 1755 году. Освятил храм в 1777 году виленский бискуп Феликс Тавяньский. Согласно одной из версий, костел построен по проекту итальянского архитектора Карла Спампани. С 1811 года в храме стал звучать орган на 12 голосов – подарок минского губернатора Тадеуша Ваньковича, а в 1821 году здесь венчались владелец Постав Константин Тызенгауз и Валерия Ванькович. В 1946 году костел был закрыт, а здание использовали как склад.

Макет дворца Огинских

В 1990 году храм возвращен верующим. Местный колхоз имени Суворова (ныне «Новосёлки-Лучай») и лично, его председатель, Олег Адольфович Володько, заслуженный работник сельского хозяйства Беларуси, Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР, помогли организовать реставрацию костела, установить куранты, обновить ограду. Портреты основателей костела были в 1992 году отреставрированы и находятся ныне в Национальном Полоцком историко-культурном музее–заповеднике (по другой версии в Витебском художественном музее).

Территорию костела окружает небольшой садово-парковый ансамбль, в котором установлены фигуры апостолов. В 2008 году был установлен памятник Папе Римскому Бенедикту XVI (скульптор Лев Оганов). Это первый в мире памятник в честь действующего Папы Римского.

Костёл Святого Тадеуша представляет большой интерес для туристов как величественный памятник архитектуры переходного периода от барокко к классицизму. В его интерьере до сегодняшнего дня сохранились росписи XVIII века, авторство которых связывают с именем известного художника того времени Казимира Анташевского. На средней башне установлены часы, которые каждые 15 минут исполняют запрограммированную мелодию. Службы в костеле сопровождает орган. Для туристов организуют концерты духовной музыки.

Источники:

  1. Мастацкая культура Вiцебскага Паазер’я. Русецкi А.У., Русецкi Ю.А. Мн., 2005
  2. По Западной Двине и Днепру в Белоруссии. Алексеев Л.В., М., 1974
  3. Мураваныя харалы. Габрусь Т.В., Мн., 2001
  4. 99 знаменитых мест Беларуси. Сост. Кошевар Д.В., Шестовский К.К., Мн., 2019
  5. Наваколле старажытнага шляху Вiльня – Полацк. Драунiцкi Ян. Паставы, 2018
  6. Пастаушчына. Пракаповiч I.М.Мн., 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.