Однажды в Минск прибыла делегация из Германии. Один из германских гостей пожелал побывать на могиле «известного русского танкиста», чей подвиг описан в немецких учебниках военного искусства. Просьба была неожиданной и пришлось срочно выяснять имя этого героя. Перерыв архивы Минского автомобильного завода нашли кратко и скромно изложенную биографию легендарного танкиста.
Теперь его имя знают миллионы – Зиновий Григорьевич Колобанов.
Родился в 1910 году в селе Арефино Муромского уезда Владимирской губернии. После окончания восьми классов был принят в Горьковский индустриальный техникум. В 1933 году призван в ряды РККА. В 1936 закончил Орловское бронетанковое училище имени М.В. Фрунзе в звании лейтенанта. С октября 1937 по 1938 обучался на курсах усовершенствования командного состава в звании командира роты.
Экипаж танка КВ-1 под руководством Зиновия Колобанова отличился уже во время советско-финской кампании и был удостоен наград. Сам Зиновий за время финской войны трижды горел в танке, дослужился до звания капитана и … был разжалован. Когда подписывали мирный договор между СССР и Финляндией корреспонденты советских изданий запечатлели момент дружеского обмена папиросами солдат обеих сторон. С советской стороны «братались с финнами» подчиненные Колобанова. Этого ему не простили, несмотря на все боевые заслуги.
В начале Великой Отечественной войны, когда страна остро нуждалась в опытных танкистах, о нем вспомнили, и присвоив звание старшего лейтенанта, назначили командиром роты тяжелых танков КВ-1.
Одним из стратегических направлений фашистского наступления был Ленинград. Немецко-фашистское руководство предполагало овладеть городом не позднее конца июля. Но чем ближе подходили фашистские полчища к Ленинграду, тем тяжелее становились их потери, тем труднее им давался каждый метр земли. Тяжелые бои шли в районе города Красногвардейска (ныне Гатчина), который был важным узлом железнодорожных и шоссейных дорог на подступах к Ленинграду.
19 августа 1941 года Колобанов прибыл в 1-й батальон 1-го полка 1-й танковой дивизии. Командир дивизии генерал –майор В.И. Баранов сразу вызвал его к себе и лично отдал приказ его роте прикрывать три дороги, ведущие к Красногвардейску.
После войны у Зиновия Колобанова журналисты спрашивали: ни страшно ли ему было с пятью танками держать оборону против наступающих немецких танковых дивизий?
Зиновий Григорьевич отвечал так: «Я – военный человек, получил приказ стоять насмерть. А это значило, что противник может пройти через мою позицию только тогда, когда меня не будет в живых. Я принял приказ к исполнению, и никаких «страхов» у меня уже не возникало и возникать не могло».
В тот же день рота Зиновия Колобанова выдвинулась навстречу противнику и заняла соответствующие позиции. Два танка Колобанов направил на лужскую дорогу, два на кингисеппскую, а свой танк спрятал в укрытие недалеко от перекрестка на приморской дороге. Экипаж его танка был таков: сам командир танка – старший лейтенант Зиновий Григорьевич Колобанов, командир орудия Андрей Михайлович Усов, старший механик-водитель старшина Николай Иванович Никифоров, младший механик-водитель красноармеец Николай Феоктистович Родников, стрелок-радист старший сержант Павел Иванович Кисельков. Командир орудия Андрей Усов был родом из деревни Борсуки Сенненского уезда Могилевской губернии.
20 августа 1941 года первыми вступили в бой экипажи танков на Лужском шоссе и подбили пять танков и три бронетранспортера. Около 14 часов на приморской дороге появились мотоциклисты-разведчики, которых экипаж Колобанова пропустил, не открывая огня, и стал ожидать появления фашистских танков. Первые выстрелы командира орудия Усова сокрушили три головных танка, затем был нанесен удар по хвостовой части колонны. Образовался затор и тогда огонь был перенесен на середину колонны, танки сталкивались, съезжали на обочину и грязли в болоте, расположенном по обе стороны дороги. За час боя экипаж Колобанова подбил 22 танка. После боя на броне танка КВ-1 насчитали 156 отметин от немецких снарядов. Всего танковой ротой было уничтожено 43 танка противника.
Такого успеха еще не знала история бронетанковых сражений! Этот факт впоследствии был занесен в книгу рекордов Гиннеса. Особенности этого боя вошли в учебники бундесвера и Пентагона, как примеры использования бронетанковых войск в оборонительных целях.
Командир 1-го танкового полка Д. Д. Погодин в сентябре 1941 года представил всех членов экипажа к званию Героя Советского Союза, а командир дивизии подписал эти представления. Но по каким-то причинам в штабе Ленинградского фронта награды были снижены: Андрей Усов получил орден Ленина, Зиновий Колобанов и Николай Никифоров – ордена Красного Знамени, Николай Родников и Павел Кисельников – ордена Красной Звезды. В сентябре 1941 года Зиновий Колобанов был тяжело ранен и до марта 1945 года лечился в госпиталях Ленинграда, потом Свердловска. Но это не помешало танкисту снова вернуться в строй. Военная судьба забросила его в Беларусь. В 1951 году Колобанов был переведен в Группу советских войск в Германии. В 1952 году Зиновию Григорьевичу было присвоено звание подполковника, а его батальон считался одним из лучших. Но произошел случай, который снова отразился на его судьбе: один из его солдат дезертировал в английскую оккупационную зону. Спас от военного трибунала командарм, который объявил о его неполном служебном соответствии и вернул в Белорусский военный округ. Последние годы его военной службы прошли в городе Осиповичи Могилевской области.
Уволившись из армии в запас по инвалидности Колобанов в 1958 году пришел работать на Минский автомобильный завод сначала мастером ОТК, затем контролером ОТК. Однажды на собрании трудового коллектива он стал рассказывать о боях, в которых участвовал. Большинству подвиг его танковой роты показался настолько неправдоподобным, что ему не поверили, считая, что он сильно приукрашивает события многолетней давности. На «Беларусьфильме» в начале 1970-х хотели снять фильм о колобановцах, но не сняли. Решили, что так не могло быть. Поэтому Зиновий Григорьевич практически перестал говорить на эту тему.
Сегодня о Зиновии Колобанове пишут газеты, издают книги. В популярной компьютерной игре World of Tanks (Мир танков) игрокам победителям присваивается виртуальная медаль его имени.
А вот при жизни слава обходила его стороной. 8 августа 1984 года Зиновия Колобанова не стало. Благодаря неравнодушным людям подвиг героя и его экипажа не остался забытым. Минский предприниматель и краевед Василий Монич в 2006 году на свои личные сбережения установил мемориальный памятник танкисту на Чижовском кладбище в Минске. Он первый заговорил о том, что этот подвиг предполагает более высокие награды, которые изначально значились в наградном листе. Минчане участвовали в закладке памятной капсулы с землей с места легендарного боя танкистов-колобановцев в крипту минского Храма –памятника в честь Всех Святых, в сборе подписей в поддержку присвоения посмертно звания Героя танкистам – россиянину З.Г. Колобанову и белорусу А.М. Усову. Минские суворовцы шефствуют над могилой героя.
В Минске и Толочине (здесь похоронен А.Усов) установлены мемориальные доски. В гимназии №209 Санкт-Петербурга был образован общественный совет «В защиту Колобанова». В 2006 году в Красносельском районе Санкт –Петербурга появилась Колобановская улица.
В 1941 году поэт Александр Гитович написал поэму «Танкист Зиновий Колобанов». В 2010 году в Минске на День танкиста впервые прозвучала песня народного артиста СССР композитора И.Лученка и поэта И.Титовца «Зиновий», посвященная подвигу колобановцев.
Вера энтузиастов, что подвиг будет оценен по достоинству не пропала, ибо они уверены: «Это нужно не мертвым, это нужно живым!»
Источники:
- Великая Отечественная война. Бобылев П.Н., Липицкий С.В., М, 1985
- Знамя юности. 15.09. 2006
- Союзное вече. 19-25.06.2014
- Беларусь сегодня. 23.02. 2016
- Беларусь сегодня. 20.08. 2016