Тайны Юровичского городища

Фото: zdv.by

Юровичи давно известны своими археологическими открытиями памятников эпохи позднего палеолита. Однако эти земли хранят еще много нераскрытых тайн и загадок, вызывающих неподдельный интерес, не только у специалистов, но и у всех, кто интересуется историей своего края.

Одна из таких загадок – это история городища в Юровичах, на котором в X-XI веках располагался неизвестный нам по летописям город, исчезнувший навсегда при загадочных обстоятельствах.

Надо отметить, что в этом регионе находится большая группа древнерусских городищ: Ясенец, Загорины, Акулинка, Стрельск, Заракитино и другие. Но городище, расположенное у деревни Юревичи на левом берегу Припяти на расстоянии в 20 км ниже города Мозырь, является одним из наиболее значительных по своей площади (до 6 га).

Ряд исследователей считает, что примерно в 1170 году именно здесь находился утерянный летописный город Межимостье, уничтоженный в результате многочисленных войн эпохи средневековья или крепость Видоличи. Но они не вписываются в нужные временные рамки, так как Межимостье было разрушено в XII веке, крепость в XIII, а городище существовало в X-XI веках.

Согласно другой версии, здесь изначально был расположен один из древнейших и крупнейших городов Беларуси – легендарный Туров. Олег Иов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела археологии средневекового периода Института истории Национальной академии наук, ведущий, начиная с 2004 года, археологические исследования на городище в Юровичах, пришел к выводу, что город, расположенный на этом городище был наиболее вероятным предшественником Турова нынешнего. Ряд археологических находок делают эту гипотезу еще более достоверной.

Вернемся к Юровичскому городищу.

Оно расположено на краю Мозырской гряды, возвышающейся над долиной Припяти на 30-35 метров и имеет сложную планировку.

Внешний, плохо сохранившийся пояс укреплений состоит из рва и вала, которые идут с напольной стороны в направлении с севера на юг и упираются концами в овраги. В северо-западной части городища валом и рвом выделен детинец (внутренние укрепления в средневековых городах, вокруг резиденции князя), в плане имеющий форму полукруга и площадью больше гектара. Глубина рва и высота вала достигают здесь около 6 м. К югу от городища, за оврагом, на соседнем мысу расположена группа курганов, часть из которых была раскопана В.Завитневичем и А.Н.Лявданским. Найденные в погребениях предметы (обломки горшков, украшения) свидетельствуют о принадлежности древнего населения городища к восточнославянскому племени дреговичей.

Культурный слой отмечен не только на городище, но и у подножия возвышенности, на которой оно расположено. Здесь, на территории вдоль современной улицы Видоличи, что в переводе с древнеславянского языка означает «свидетели», «очевидцы», нередко находят шиферные пряслица, обломки сосудов и т.д.

Здесь же, западнее «Церковища» – горы, возвышающейся над улицей, бывшей, вероятно, частью городища, была найдена костяная ложечка. Эта ложечка вызывает особый интерес. Длина её 14 см. На конце её ручки вырезана стилизованная фигурка животного. Ниже на круглой в сечении рукоятке пять колец-канавок. Чашечка ложечки неглубокая и отделяется от рукоятки также четырьмя кольцевыми канавками. На внутренней поверхности чашечки костерез вырезал знак Рюриковичей в виде двузубца с крестом внизу. Вероятно, ложечка предназначалась для принятия причастия.

Чтобы выяснить значимость находки, нам надо обратиться к истории древнерусского государства X-XI веков.

После Святослава в русской земле оказалось сразу три государя –Ярополк в Киеве, Олег в древлянской земле, в Искоростене, и Владимир в Новгороде. Отсутствие единовластия породило междоусобицу. Конфликт между Ярополком и Олегом привел к гибели последнего. Узнав об этих событиях, Владимир бежал из Новгорода. Спустя время он собрал большое войско, нанял варягов и вернул Новгород, где уже обосновались посадники Ярополка. Перед походом на Киев князь Владимир попросил руки дочери полоцкого князя – красавицы Рогнеды. Рогнеду уже сватал Ярополк, хотя у него уже была жена или наложница, греческая монахиня, которую привез ещё Святослав. Гордая Рогнеда отказала князю Владимиру. Оскорбленный князь взял Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, а ее силой взял в жены. В борьбе за Киев князь Владимир одержал победу. Ярополк был убит, а вдова Ярополка стала его женой. По преданию, у Владимира, до принятия христианства, было несколько жен и много наложниц.

Когда будущий креститель Руси изгнал правившего в Киеве Ярополка и после его гибели, взял в жены его вдову-красавицу гречанку, то она к тому времени была «не праздна», как тогда говорили, и вскоре родила сына, которого назвали Святополком. Доказательством того, что Святополк считал себя сыном Ярополка являются нумизматические материалы: отраженные на монетах знаки князя Владимира и его сыновей (трезубец) отличаются от княжеского знака Святополка (двузубец с крестом). Как известно, двузубец был княжеским знаком Святослава Игоревича, и Ярополк как старший сын должен был взять себе княжеский знак своего отца.

Когда князь Владимир разделил свое княжество между сыновьями, его малолетний племянник Святополк тоже не был обижен и получил Турово-Пинские земли, огромную территорию на западе Руси. Когда он вырос, князь Владимир женил его на дочери польского короля Болеслава Храброго, чтобы укрепить мир Руси и Польши. Но брак вместо мира принес войну.

В начале XI века туровский князь Святополк, повзрослев решил отомстить за смерть своего отца Ярополка и войной пошел на Киев. Началась война между Туровским и Киевскими княжествами. Тогда же Святополк, обвиненный в убийстве своих сводных братьев Бориса и Глеба, получил прозвище Окаянный. Война шла с переменным успехом и в конечном итоге мятежный князь был убит. По мнению Олега Иова, в это время Туров мог разделить судьбу своего правителя: быть разграбленным и уничтоженным. Впоследствии киевские властители отдали завоеванные земли своим союзникам – Черниговским князьям.

Если исходить из гипотезы Олега Вильгельмовича Иова о том, что на Юровичском городище в X-XI веках находился древний тезка Турова, то найденная здесь ложечка с изображением видоизмененного знака княжеского знака Рюриковичей (двузубцем) не случайная находка.

Какие еще приводит автор гипотезы и аргументы в её пользу?

  • Города зачастую в те времена назывались по именам рек, на берегах которых они располагались. Возле Юрович протекает сильно обмелевшая в последние время река Турья, на берегах которой археологи нашли много артефактов, абсолютно идентичных тем, которые были найдены во время раскопок нынешнего Турова.
  • Туров упоминается впервые в «Повести временных лет» под 980 годом, а самые ранние археологические находки, сделанные здесь, датируются только серединой XI века.
  • В Юровичах известна легенда о нападении … Тамерлана. Согласно этой легенде, этот средневековый завоеватель, подойдя под стены замка, предложил его обитателям сдаться, но те не согласились. Тогда Тамерлан поставил в своем лагере белый шатер. Это означало, что если горожане откроют ворота города прямо сейчас, то никто не пострадает, все смогут уйти и даже забрать свое имущество. Но ворота остались запертыми. На другой день осажденные увидели в лагере Тамерлана синий шатер. Это означало, что жители города еще могут спасти свои жизни. Но имущество придется оставить. Но и на этот раз ворота не открылись. На третий день Тамерлан велел поставить красный шатер. Это означало, что никто из горожан не останется в живых. Так оно и произошло: крепость была взята, а все жители перебиты.

По мнению Олега Иова, в легенде нашли отражение реальные события, хотя Тамерлана здесь не могло быть.

Конечно, это всего лишь гипотезы, но у исследователей нет сомнения в одном: на Юровичском городище в X-XI веках существовал древний и не рядовой город, о чем свидетельствуют многие, обнаруженные здесь артефакты (искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности). Ценнейшая находка – крест-энколпион (небольшой ковчежец, крестик-складень, в котором находились частички святых мощей или освященной просфоры). Найдены остатки наземных домов с печками-каменками, очень редкие коралловые и сердоликовые бусины, бронзовые детали пояса дружинника, днище горшка со скандинавской символикой и скандинавский псалий с драконом (элемент конской сбруи). Все эти находки свидетельствуют о многих неразгаданных загадках этого удивительного места на территории Беларуси.

Достоверно уже ясно одно, что это был крупный город, сопоставимый в размерах с древними Полоцком и Туровом, с развитыми торговыми связями, с сильным политическим влиянием.

Не менее интересна история Церковища, которое, согласно исследованиям О.В.Иова, старше городища, здесь найдено очень много изделий из кости, косторезная мастерская, обнаружен колодец и есть надежда найти остатки древнего храма.

Будем ждать новых открытий и сенсационных находок!

Источники:

  • 1.Археологiя Беларусi. Энцыклапедыя у 2-х т. Том 2. Мн., 2011
  • 2. Iлюстраваная гiсторыя старадауняй Беларусi.Чарняускi М.М. Мн., 2003
  • 3.Першыя людзi на зямлi Беларусi. Калечыц Е.Г. Мн., 2007
  • 4. Планета, №9, 2012
  • 5. Калiнкавiчы i Калiнкавiцкi край. Уклад. А.А. Скепьян. Мн., 2016
  • 6. Прыпяцкае Палессе. Бохан Ю.М. i iнш. Мн., 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.