Истоки: Достоево и Достоевские (часть 2)

Герб «Радван»

Достоевские – один из старейших родов герба Радван. Его первые шесть поколений связаны с белорусским Полесьем. Предки по мужской линии берут свое начало от татарских мурз Золотой Орды до 1389 года. В это время произошло переселение Аслана-Челеби–мурзы, родоначальника ветви будущих Достоевских, на территорию Московского государства. Ему был пожалован на кормление Кременеск около Боровска.  В последующих поколениях одна из ветвей потомства Аслана-Челеби–мурзы получила фамилию Иртищ, Ртищ или Артищ, и часть из них в составе свиты князей Ярославичей переселилась в Пинское Полесье.

В 1506 году пинский боярин Данило Иванович Иртищ по грамоте пинского князя Федора Ивановича Ярославовича и княгини Олены получил в Достоеве два дворища. Данило, получивший достоевские наделы, считается непосредственным основателем рода Достоевских. Его сыновья уже именовались по селу Достоево.

В Национальном историческом архиве Беларуси был обнаружен документ, который сообщает о самом первом из известных пожалований предкам будущих Достоевских. В 1552 году по прошению игуменьи монастыря святой великомученицы Варвары Ульянии Почаповской пинский староста и ревизор королевы Боны Станислав Фальчевский рассматривал вопрос о земельном праве монастыря на земли, дарованные монастырю матерью Данилы Ивановича. Игуменья ссылается на акт от 14 мая 1506 года о пожаловании Федором Ярославичем (Ярославовичем) Татьяне Ивановне Ртищевичевой, а после ее смерти церкви великомученицы Варвары надворище Пискаловщина.

Новая фамилия прижилась не сразу. В ряде документов того времени сыновей Данилы Ивановича называли по имени отца Данилевичами. Старший сын Семен Данилевич, земянин пинский, в 1552 году получил от королевы Боны привилей на село Морочь, в 1561 году он имел свой дом с огородом в Пинске. Второй сын Иван, также земянин пинский, владел в 1552-1555 годах землей в селе Ляховичи и имел дом в Пинске.

Иван Данилович Достоевский был женат на дочери Венедикта Фурсовича. Основатель этого рода – Фурс Иванович, а затем и его сын, входили в ближайшее окружение князя Федора Ивановича. По своей значимости, влиянию и богатству семья Фурсовичей в Пинском княжестве занимала в XVI веке среди местной шляхты одно из первых мест. Сыновья Ивана Даниловича – Сасин, Федор, Стефан и Рафаил – уже именуются Достоевскими и под этой фамилией упоминаются во многих документах того времени.

Сасин Иванович (умер в 1582 году) был урядником пинским, владел Достоевом и купил имение Дубой. Федор Иванович, земянин пинский, в 1572 году служил при князе Андрее Михайловиче Курбском. Его считают первым историческим лицом рода Достоевских. Третий сын Стефан Иванович, земянин минский владел несколькими имениями, в частности такими как Сенница и Деснянское. В 1590 году он упоминается в документах как «писар гродский Менский».

Четвертый сын Ивана Рафаил служил урядником земского подскарбия Лаврина Войны в Мотоле и Дружиловичах.

В третьем поколении рода Достоевских – внуках Данилы Ивановича, сыновьях Ивана Даниловича уже прослеживается три ветви рода: от Сасина Ивановича – «пинская», от потомков Стефана Ивановича – «минская» и третья от Федора Ивановича Достоевского, адвоката А.М.Курбского.

В XVI – XVII веках начинается трагическая страница в истории православного населения ВКЛ, которая коснулась и рода Достоевских. Это было время укрепления католицизма и подготовки к заключению Брестской унии. Особенно тяжело эти события отразились на судьбе Стефана Ивановича Достоевского, земянина минского. В 1577 году он получил от короля Стефана Батория привилей на Минский Вознесенский православный монастырь. Однако вскоре по ходатайству митрополита киевского Ильи и каштеляна минского Яна Глебовича монастырь был передан Михаилу Рогозе. Официально причиной отстранения Стефана было названо то, что он не заботился об управлении монастырем. После этой истории в жизни Достоевского произошла целая цепь трагических событий. Согласно сохранившимся документам, с апреля по май 1582 года, в связи с тем, что его дела стали приходить в упадок, Стефан распродал ряд своих владений, в том числе имение в Сеннице и двор в Лошице (ныне территория города Минска).

Важно иметь ввиду, что именно Михаил Рогоза, став архимандритом Минского Вознесенского монастыря, а затем киевским митрополитом, подписал в 1596 году Брестскую унию, а Ян Глебович, обвинявший Стефана Достоевского, был ярым сторонником реформаторского движения. Обращает на себя внимание и тот факт, что в этот период активно проникает на земли Беларуси орден иезуитов.

В 1606 году был убит муж дочери Стефана, в чем обвинили Марыну Стефановну Достоевскую. О Марыне Достоевской–Карлович сохранились следственные материалы, в которых утверждается, что она с неким Яном Туром убила своего мужа Карловича. Ян Тур склонял ее к убийству единственного свидетеля – родного сына Криштофа. Однако Криштоф, узнав о готовящемся покушении убежал из дому. В дело были втянуты все члены семьи Стефана Достоевского: сын Ярош, дочь Раина, сам Стефан. Дело было очень сложное и запутанное. Есть очень много расхождений по этому вопросу в грамотах, которые выходили из канцелярии короля Стефана Батория и документах местной администрации. В 1609 году Марына и Ян Тур были казнены.

Не приняв католичества, Достоевские постепенно стали вытесняться из рядов полонизированной шляхты. Ряд представителей рода перешли в духовное сословие. Среди них –Акиндий, иеромонах Киево-Печерского монастыря, подпись которого сохранилась под актом избрания нового архимандрита в 1647 году на дворянском съезде в Киеве. Еще один из Достоевских (конец XVIIIв.) был религиозным поэтом. Он автор «Покаянной песни» опубликованной в сборнике «Богогласник».

Из документов известно, что «в 1624 году Стефан Достоевский, по возвращении из турецкого плена, повесил серебряные цепи перед образом «Матки Боски» во Львове». Польский источник, на основании этого сообщения, подводит к мысли, что Стефан Достоевский перешел в католичество. Однако на тот момент Львов оставался одним из центров православия. Кроме того, образ Богородицы скорее всего находился в православном храме. В это время завершалось строительство церкви Успения Пресвятой Богородицы (1591—1630гг.), которое велось на людские пожертвования. Сообщалось, что на ее украшение и церковную утварь пошли серебряные изделия, подаренные верующими.

Д.Л.Башкиров в статье «Достоево и предки Ф.М.Достоевского» высказывает такое предположение: «Небезынтересно и то, что среди святынь храма имелись частицы мощей Св. первомученика Стефана архидьякона. В 1624 году Стефану Достоевскому было не менее 70 лет. Но, если все же в сообщении говорится об интересующем нас лице, то почему бы не предположить, что после всех бурных перипетий своей жизни Стефан Достоевский в конце жизненного пути не стал монахом. После истории 1579 года с Вознесенским монастырем предок Достоевского лишился всего. Здесь следует помнить также о трагической судьбе его дочери. При подобных обстоятельствах уход в монастырь объясним. И, может быть, в 1647 году именно он, уже в глубокой старости, под именем иеромонаха Акиндия Достоевского поставил свою подпись под актом избрания в сан архимандрита Киево-Печерской лавры Иосифа Тризны».

Федор Михайлович Достоевский

Дочь Михаила Федоровича Достоевского Любовь Федоровна на основе устных источников, исходивших, по ее утверждению, от отца и переданных ей матерью, рассказывала «легенду» об «архиепископе Стефане Достоевском». Эта «легенда», хоть и косвенно, но свидетельствует о том, что имя Стефана Достоевского было известно Михаилу Федоровичу. В своих воспоминаниях Любовь Федоровна писала, что Степан (Стефан) Достоевский был родоначальником православной ветви их семьи и что предки ее отца по отцовской линии происходили из Минской губернии, где недалеко от Пинска имели имение Достоево.

Анна Григорьевна Достоевская

Известно, что Ф.М. Достоевский интересовался историей своего рода, но его сведения о нем были отрывочны. В пятьдесят лет Федор Михайлович решил отыскать свои генеалогические корни. Его интересы в этой сфере дошли до нас благодаря его жене, детям и внукам. Жена писателя Анна Григорьевна Достоевская, выполняя волю мужа, собирала сведения о его роде и обращалась с письмом в 1897 году к священнику села Достоево А.Кульчицкому. Она писала, что Ф.М. Достоевский много раз говорил ей о том, что его род происходит от пинского маршалка Достоевского.

Известны 370 представителей рода Достоевских, но степень родства многих из них точно еще не установлена. Достоевские принадлежали к самым разным социальным слоям: землевладельцам, посадским людям, белорусско-русской и литовско-польской аристократии, духовенству, чиновникам, мещанам, разночинцам.

Предки Достоевского, Достоево – это глубинные корни этого знаменитого рода, которые повлияли на его творчество и нашли отражение в его произведениях. Те вопросы, которые «проживали» Достоевские в XVI-XVIII века, волновали и мучили Федора Михайловича в XIX веке, не теряют свою значимость и в наше время.

В XVIII веке Достоевские утратили родовое Достоево. О его дальнейшей судьбе будет отдельный рассказ.

Источники:

  1. Брэстчына. Склад. Ненадавец А.М. Мн., 1995
  2. Старинные усадьбы Берестейщины. Федорук А.Т. Мн., 2006
  3. Ф.М.Дастаеускi i Беларусiя. Шпадарук I.П. Мн., 1975
  4. Русские в Беларуси. Сост. Андреев А.Н. Мн., 2010
  5. Беларусь Живописная. Сабина П. Мн., 2007
  6. От Беловежской пущи до Полесских болот. Хвагина Т, Варавва А. Мн., 2013
  7. Брестчина: легенды, события, люди. Курков И. Мн., 2005
  8. Дорогами дружбы: Белорусское и Украинское Полесье. Пирожник И.И., Аношко В.С., Кот С.И. Мн., 1985

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.