Минск и автомобили

В начале мая 1912 года невероятное событие всколыхнуло Минск. Стало известно, что Военное ведомство в Петербурге решило определить какой автомобиль лучше всего подходит для российских дорог и с этой целью организовало автопробег длиной 2725 верст. Начинался он и завершался в Петербурге, а проходил через Псков, Двинск, Вильно, Ковно, Гродно, Белосток, Барановичи, Минск, Смоленск, Москву.

В пробеге приняли участие 45 автомобилей 20 фирм из разных стран. Русско-балтийский завод из Риги выставил 5 машин. Первые самоходные экипажи в России назывались «самобеглая коляска», «самокат», «самокатка», во Франции – «отомобиль». Затем был придуман собирательный термин –«автомобиль» (от греч. «аутос» – сам, и лат. «мобиле» –подвижный).

Первое появление автомобиля на дорогах Франции, Германии, России вызывало удивление и восторг. Дети толпами бежали за «самокатом», мужчины смотрели с завистью и любопытством.

Однако вскоре восхищение сменилось на неприязнь. Где-то была раздавлена курица, напугана лошадь, «зачихал» мотор и т.д. Посыпались самые разные обвинения и в газетах появилась рубрика: «Жертвы автомобильной распущенности».

В Голландии прошла «лежачая» демонстрация амстердамских велосипедистов. Около 8 тысяч энтузиастов улеглись на одной из улиц города, чтобы выразить решительный протест против «террора» и «засилия» автомобилей.

23 мая 1912 года автомобили двинулись в путь с Марсова поля в Петербурге, через два дня добрались до Вильно, 30 мая остановились на ночлег в Барановичах.

31 мая еще в полдень минчане стали занимать лучшие места вдоль Койдановского тракта (ныне улица Чкалова). Городовым пришлось приложить немало усилий, чтобы навести порядок и не допустить давки на путепроводе Московско-Брестской железной дороги (сейчас мост около площади Мясникова).

К 18 часам все движение в городе было остановлено. 200 извозчиков застряли на Московской улице, не работала конка.

В 18.40 появился первый автомобиль. Грянул оркестр, минчане радостно приветствовали участников пробега по всему маршруту их движения по городу. Колонна проследовала по Захарьевской улице (ныне проспект Независимости), обогнула Александровский сквер по Петропавловской (ныне Энгельса) и Подгорной (ныне Карла Маркса) улицам и по Скобелевской (сейчас Красноармейская) спустилась в Кошары (сейчас парк 40 лет Октября), где была установлена триумфальная арка.

На следующий день торжество продолжилось на треке в Губернаторском парке (ныне парк имени М.Горького). Играл оркестр. Для гостей был накрыт богатый стол. Завершилось торжество общим фотографированием. 2 июня в 8 часов утра колонна взяла курс на Москву.

Первые автомобили в Минске появились в начале XX века. Некий Федоров обратился в 1906 году в городскую управу с просьбой разрешить ему перевозку на автомобиле пассажиров. Дебют первого «таксиста» 20 августа закончился печально. Проезжая по улице Подгорной, он пустил автомобиль полным ходом. Тяга тормозов лопнула, и машина врезалась в телеграфный столб. Пассажиров выбросило на мостовую. Один пассажир пострадал настолько, что надежд на выздоровление не было. Это была первая автомобильная авария в Минске. Инцидент нагнал на минчан и желающих быть таксистами такой страх, что в течение последующих 6 лет никто из них даже не заикался о преимуществах автотранспорта перед гужевым.

Отважились продолжить дело Федорова только через 6 лет. Инженер Свентицкий 19 октября 1912 года продемонстрировал специальной комиссии свои водительские навыки и технические возможности автомобиля. На следующий день было выдано разрешение на занятие извозом, а автомобилю присвоен почетный знак №1. Хозяин машины на своем «Оверленде» стал перевозить горожан. В ноябре в городскую управу обратился минчанин Аранович с прошением заниматься извозом на машине. С 1 января 1913 года в городе уже было два автомобиля-такси, а в 1914 году их число увеличилось до шести.

Свентицкий создал и первую минскую СТО. На Подгорной улице был построен гараж, где разместились магазин и мастерская «Минск-автомобиль».

Накануне Первой мировой войны собственные автомобили имели уже несколько богатых горожан.

Первый грузовая машина появилась в Минске в 1911 году на обойной фабрике Конторовича.

Была в городе и карета скорой помощи.

А 22 октября 1914 года Минск снова встретил целый кортеж автомобилей. Город посетил Николай II. Автомобили проследовали от Брестского вокзала к Дому губернатора на Соборной площади.

Начавшаяся Первая мировая война приостановила победное шествие автомобилей по всему миру.

Источники:

  1. Шибеко Э.В., Шибеко С.Ф. Минск. Страницы жизни дореволюционного города. Мн.,1990г.
  2. Иванов Ю.С. Калейдоскоп вещей. Мн.,2000г.
  3. Минский курьер. 7 сентября 2012г.
  4. Вечерний Минск. 17 мая 2011г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.