Мотоль и мотоляне (часть 1)

Фото: motol.museum.by

В 22 км севернее города Иваново на правом берегу реки Ясельды расположено одно из самых древних и больших поселений этих мест – Мотоль. Когда попадаешь сюда, то кажется, что ты находишься в районном центре, но никак не в деревне. Сегодня у Мотоля статус агрогородка, но всегда был статус местечка. Его жители в абсолютном своем большинстве занимались не сельским хозяйством, а торговлей и ремеслом. Сегодня это одна из немногих деревень, где проживает около пяти тысяч жителей.

О том, как появилось название Мотоль существует много легенд, каждая из которых имеет право на существование.

В одной из них говорится о том, что недалеко от этих мест проходил людный тракт из Галицкой Руси в Великое княжество Литовское. Именно на этой дороге из Пинска в Слоним через село Бездеж предприимчивый человек по кличке Мотыль (Мотл) построил корчму с постоялым двором для отдыха людей и лошадей. Впоследствии вокруг постоялого двора и возникло селение. Жители окрестных деревень всегда говорили: «Поедем до Мотыля», укрепляя, таким образом, название этого села.

Другая легенда – о добром и мудром Мотле, который предложил соседям спуститься к реке Голодок и заселить один из островов, чтобы спастись от частых набегов шведов.

Согласно третьей, на местных речных лугах среди пышного разнотравья, кустарников и ароматных цветов хорошо себя чувствовали мотыли. Их обилие поражало первых поселенцев, за что своему селу они дали название Мотыль, о потом Мотоль.

В.А.Жучкевич в своем «Кратком топонимическом словаре Белоруссии» пишет: «Наиболее вероятно, что основой является балтийское слово motle, что значит – мать, но возможна связь названия с белорусской основой мотыль – бабочка».

Еще одна версия, связывает название села со значением мусор, грязь. Дело в том, что в весеннюю и осеннюю распутицу дороги, ведущие к Мотолю, были труднопроходимыми. А желающих приехать сюда было много, так как здесь было несколько мельниц, маслобойня, ткацкие и кожевенные мастерские, где делали валенки, шили шапки и полушубки. Иногда в течение суток сюда приезжало до 500 повозок. Сохранить при такой нагрузке дороги было тяжело. Кроме того, вокруг Мотоля на ночь оставались люди с повозками, покидая после себя груды мусора.

В текстах XV – XVI веков такое значение слова «мотыло» запечатлено так: «Яко мотыло смердяху» или «где мотыльная (т.е. грязная) гридница прежде бывала…»

И это еще далеко не все предания о названии села, так что у каждого есть возможность стать приверженцем того, которое кажется более достоверным.

Первое письменное упоминание о Мотоле обнаружено в актах Литовской метрики под 1422 годом. Совсем скоро в 2022 году нынешний агрогородок Мотоль отпразднует свое официальное 600-летие. На самом деле это поселение возникло значительно раньше. Первые стоянки людей появились здесь еще в IX – V тысячелетиях до н.э.

Мотоляне издавна жили вольными людьми, чем и гордились. Существует легенда, будто королева Бона Сфорца, итальянка по происхождению, став женой Сигизмунда I Старого, решила осмотреть свои полесские владения. Побывала она и в Мотоле. Была весьма удивлена тем, что люди не падали перед ней на колени, а только едва заметно наклоняли головы, ходили не босиком, а в постолах. Это понравилось королеве, и она стала переселять сюда мастеров – ремесленников из Италии. Так появились и до сих пор в Мотоле существуют итальянские фамилии Шиколаи, Полто, Кульбеды, а фамилия Кузер имеет немецкое происхождение.

При королеве Боне в 1553 году Мотоль получил магдебургское право.

В XVI веке здесь имелась просторная торговая площадь, четыре церкви, семь улиц, 178 усадеб. Земельные владения местечка превышали земли города Пинска. Названия улиц Мотоля отражали направления его торговых связей: Берестейская, Минская, Пинская. Одним из наиболее известных промыслов был извозный. В Пинск и другие города возили соль, поташ, стекло. Местечко упоминается в XVI веке как Мотыль, а с 1699 г. это снова Мотоль.

Фото: motol.museum.by

Мотоль издавна славится своими ремеслами. Трудно найти в Беларуси человека, который не слышал о мотольских кожухах. Эту традиционную одежду полешуков шьют здесь с давних времен. Мотоляне сохранили старинные способы выделки овчины и кроя женских и мужских кожухов (тулупов).

Старожилы помнят кожевню старого еврея Выгоды. Это была своеобразная маленькая фабрика, где трудилось всего несколько человек. Они выделывали овчины, изготовляли голенища сапог, шили кожухи. Во время Великой Отечественной войны все мастера были уничтожены фашистами. Однако ремесло возродилось, появились новые мастера. Мотольский кожух всегда можно отличить от других: фасоны разные, на всякий вкус, а качество безупречно.

Фото: motol.museum.by

Уже в XVIII веке широкую известность получили мотольские рушники с самобытными полесскими узорами, которые ткали и ткут сейчас народные мастера-умельцы. Длина такого рушника, как правило, 210-240 см, ширина 30-33 см. Ткут их перебором, в двух композиционных планах, в елочку. На концах рушника располагается геометрический или растительный орнамент: цветы, лист, жучки и др. Традиционный цвет рушника – красный, с черным, ткут также синие, зеленые. Оканчивается рушник ручными плетеными кружевами шириной 10-13 см. Мотольские рушники экспонировались на ярмарках и выставках многих стран мира и получали высокую оценку.

Не забыты в Мотоле старинные обряды, игрища, песни.

Фото: motol.museum.by

Раньше пели на сборнях. Неделю девчата ходили в одну хату, неделю – в другую. Они вышивали, ткали, вязали и все это делали с песней. Выходя замуж каждая имела полный сундук одежды и полотна, сделанных своими руками. Сейчас сборни уже редкость, но зато существует в Мотоле популярный фольклорно-этнографический коллектив «Мотольские соседи».

Мотоль. Спасо-Преображенская церковь. Фото: sobory.ru

В 1888 году в Мотоле по проекту брестского архитектора М.Барташевского была построена Спасо-Преображенская церковь, которая по праву является одним из главных украшений нынешнего Мотоля. Когда-то была здесь и синагога, но сегодня ее нет, как практически почти не осталось в местечке после Второй мировой войны и самих евреев. До войны они составляли почти половину местного населения. Синагога и церковь стояли друг напротив друга, а недалеко находился дом мотольского старосты Эзера Вейцмана – отца будущего первого президента Израиля. О нем и не только наш следующий рассказ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.