Путь Рогнеды в Заславль (часть 2)

Покушение Рогнеды на Владимира. Б.А. Чориков

Князь Владимир приехал в терем на реке Лыбедь, чтобы объявить Гориславе (Рогнеде) о необходимости развода с ней. Горислава, узнав о цели приезда, в отчаянии, ночью с ножом в руках набросилась на спящего мужа…

Ей не удалось исполнить задуманное, ибо князь проснулся и успел перехватить руку жены.

Горислава расплакалась и стала обвинять Владимира в том, что он убил ее отца, братьев, захватил земли ее семьи, завел себе много новых жен, а ее перестал любить. В ответ князю не было чего сказать, но покушение на его жизнь глубоко возмутило Владимира. «Готовься к смерти!», – сказал разгневанный Владимир непокорной супруге. Он велел ей надеть свой свадебный наряд и ждать смертного наказания.

Владимир, Рогнеда и Изяслав. Рис. Борхарта, гравюра Шюблера

Рогнеда сделала все, как велел Владимир. Когда князь вошел к ней, вдруг на пути у отца со своим детским мечом встал семилетний Изяслав со словами: «Не думай, отец, что ты тут один».

Ребенок, поднявший на него меч, защищая жизнь матери, поразил Владимира не меньше, чем до этого другой сын – Ярослав, который усилием воли встал на свои больные ножки, чтобы продемонстрировать отцу свою любовь и преданность к Рогнеде в тот день, когда князь приходил к ней и сообщил о разводе.

Посоветовавшись с боярами, Владимир решил сослать Рогнеду вместе со старшим сыном Изяславом подальше от Киева. Князь распорядился построить на землях Полоцкого княжества город, которому дал имя Изяславль (современный Заславль). Место для города выбрали удачное.

Местность в районе Заславля – это полоса возвышенностей, разделенных болотистыми низинами. Здесь и была построена мощная крепость с валами, рвами, подъемным мостом.

Как мы знаем, в Заславле было два укрепленных поселения – Заславский замок и городище Замэчак, причем на обоих обнаружили напластования X-XI веков. Поэтому археологи должны были определить то место, где изначально возник Изяславль.

Замэчак

В результате исследования этих оборонительных сооружений было установлено, что древнейшим укреплением Заславля является городище Замэчак. Оно было сооружено в излучине, образованной речкой Черницей близ впадения ее в Свислочь на вершине холма, возвышающегося над заболоченной поймой Черницы на 25 метров.

Но строили его не на пустом месте. Изяславль стали строить недалеко от поселка, располагавшегося у впадения Черницы в Свислочь. И поселок этот возник раньше крепости. Здесь были найдены сосуды с клеймами на днище в виде двузубца – знака Святослава Игоревича, то есть отца князя Владимира, что позволяет предполагать, что на месте современного Заславля был погост – административный пункт для сбора княжеской дани.

Знак Святослава Игоревича

По инициативе Рогнеды за городской чертой был основан монастырь в честь Богородицы, а сама княгиня в 990 году подстриглась в монахини и стала первой женщиной–монахиней в пределах восточнославянских земель. Умерла мирская женщина Горислава и появилась на свет прекрасная невеста Христова – Анастасия. Здесь, в основанном ей монастыре, она и умерла. В летописи под 1000 г. есть надпись: «в се лето преставися Рогънедь, мати Ярославля». Где могила Рогнеды точно не известно. Но городище Замэчак местные жители называют «Могила Рогнеды».

Согласно легенде, Изяслав, прощаясь с умершей матерью, спросил у старого слуги Игната, что передавала ему мать перед смертью.

 – Просила, чтобы князь Изяслав позаботился о ее криничках.

– Каких криничках? – удивился Изяслав. – Она не бредила?

– Нет. Кринички действительно есть. Мать твоя часто там бывала и плакала.

– Покажи мне их! – решительно сказал Изяслав и потащил старика к выходу.

Они остановились возле маленького ручейка в зарослях ольхи.

– Вот одна, сказал старик, – Княгинька, – а там, вдали, другая – Черница.

– Скажи еще, а почему я раньше не видел этих криничек?

– Я мало знаю и мало могу рассказать. Около года назад я впервые увидел здесь твою мать. Она плакала и ее слезы падали в воду. Кринички были, но они только выбивались из-под земли маленькими струйками. Тогда я стал наблюдать за княгиней каждый день. И почти всегда после вечерней молитвы она бывала здесь: плакала и что–то шептала над водой. И с каждым днем ручейки, которые брали начало с криничек, становились все полноводнее.

И склонился Изяслав над водой и как будто услышал материнский голос. А когда зачерпнул воды и поднес к устам, то почувствовал ее соленый вкус. Не кринички были перед ним – слезы Рогнеды, которые проросли через родную землю двумя прозрачными ручейками.…

И ныне в Заславле можно попробовать воды из родника «Слезы Рогнеды», который находится в пределах этнографического комплекса «Млын» в 100 метрах за кузницей.

Значение Заславля как крепости определялось нахождением его на одном из участков водораздела днепровского и неманского бассейнов. Реки в древности были основными торговыми и военными путями, а водоразделы крупных рек служили естественными границами между княжествами и землями.

Особенностью градообразования в Изяславле в XI веке было то, что сформировались два удаленных друг от друга центра: торгово-ремесленный посад на берегу Свислочи и удаленный от него военно-административный центр. Этот разрыв создавал определенные неудобства как в управлении, так и в обеспечении безопасности его жителей.

Памятник Изяславу в Заславле

Кроме того, во второй половине XI века в 20 км вниз по течению Свислочи появилась более мощная крепость Менска и значение Заславля (Изяславля) как порубежного укрепленного пункта ослабло.

Поэтому в конце XI века крепость, основанная князем Владимиром, была заброшена, а на территории посада, на берегу Свислочи, на месте, где сейчас находится бастионный замок, был сооружен новый укрепленный центр.

Князь Изяслав принял христианство в 988 году. С его именем связано возобновление Полоцкой княжеской династии Рогволодовичей и возрождения Полоцкого княжества. При нем произошло принятие христианства на полоцких землях. Никоновская летопись дает высокую оценку князю Изяславу как человеку и христианину, характеризуя его как книжника: «Бысть же сий князь тих и кроток, и смирен, и милостив, и любя зело и почитая священнический чин инноческий, и прилежаще прочитанию божественных писаний, и отвращаяся от суетных глумлений, и слезен. И умилен, и долготерпелив».

Несомненно, что Рогнеда оказала сильное влияние на своих детей. О втором ее сыне – Ярославе, который тоже стал выдающимся политиком и государственным деятелем будет отдельный рассказ.

Источники:

  1. Млын на сямi колах. Легенды i паданнi. Запiс Маслянiцынай I.А. Мн., 1998
  2. Заслау’е. На ростанях стагоддзяу. Уклад. Бацкалевiч У.I. Мн., 2014
  3. Жанчыны, найбольш знакамiтыя у гiсторыi Беларусi. Багадзяж М., Маслянiцына I. Мн., 2008
  4. Горад майго сэрца. Заслаушчына лiтаратурная. Мн., 2014
  5. Гайшынскiя гiсторыi. М.Баскiн, паданнi роднага краю Г.Ланеускi Мн., 1986
  6. Ярослав Мудрый. Золотой век Древней Руси. Перхавко В.Б., Морозова Л.Е. и др. М., 2013
  7. Православные монастыри Беларуси. Мн., 2003
  8. Заславль X-XVIII веков. Заяц Ю.А. Мн., 1987
  9. Летописцы повествуют о любви. Масленицина И.А. Мн., 2002

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.