Раков – местечко древнее (часть 1)

В Воложинском районе на берегу реки Ислочь расположилось живописное местечко – поселок Раков. Он возник на древнем торговом пути Минск – Гродно – Варшава, в 35 км от белорусской столицы. Именно благодаря такому удачному расположению Раков обязан своим расцветом в XV-XIX вв.

Впервые в официальных документах упоминается с 1440 года. Безусловно, что возник он значительно раньше. Стоянка эпохи неолита, курган в котором найдены кремневые орудия труда, насыпное городище в пойме реки Ислочь свидетельствуют о его древнем происхождении. В XV веке Раков принадлежал великому князю литовскому и королю польскому Казимиру IV Ягеллончику, затем Михаилу Кежгайловичу, Завишам.

С 1579 года Раков получил статус местечка. Удобное расположение и королевское разрешение, полученное в 1701 году на 2 ярмарки в году, способствовали быстрому развитию торговли, а большие запасы высококачественной глины – возникновению гончарного производства. К концу XIX века в керамическом производстве Ракова сложился свой самобытный стиль и изделия местных мастеров демонстрировались на ремесленно-промышленной выставке в Вильно и Всероссийской выставке в Петербурге в 1913году.

Спасо-Преображенская церковь

С первой половины XVII века имение и местечко принадлежали Сангушко, позднее Соллогубам, Огинским (до 1794г.). В 1686 году Констанция Теодора Сангушко (из рода Сапегов) основала в Ракове доминиканский кляштор (монастырь). В 1712 году он сгорел, позднее восстановлен, но в 1835 году его закрыли. С 1702 года в местечке действовал монастырь униатского ордена базилиан, в котором находились библиотека, архив, больница. В 1839 году он был закрыт, а здание передано в казну. В 1793 году было завершено строительство Преображенской церкви базилианского монастыря. Впоследствии она была переосвящена в православную Спасо-Пребраженскую церковь. При перестройке здания под православную церковь разобрали башни на главном фасаде и, переделав купол, придали храму классический вид. В 1906 году П.Курбатовым были расписаны стены церкви и обновлен иконостас. По своему убранству ныне этот храм входит в число лучших в Минской епархии.

В 1863 году в Ракове было открыто народное училище, куда принимались дети разных сословий и всех вероисповеданий. В 1888 году в нем училось 88 мальчиков и 18 девочек. Еврейские дети учились в хедере. В начале XX века в Ракове, кроме народного училища, работали мужская двухклассная и женская одноклассная церковноприходские школы, ремесленная школа.

В 1793 году местечко Раков входит в состав Российской империи. Екатерина II дарит его графу генерал-аншефу Н.Салтыкову. В XIX веке это уже центр волости, знаменитый своими гончарными изделиями и сельскохозяйственными машинами. Были построены две мельницы, кирпичный и пивоварный заводы, почтово-телеграфное отделение.

С 1804 года местечко и имение перешли к семье помещиков Здзеховских, которые славились на всю Минщину культурой ведения хозяйства, применением в земледелии новейших орудий труда и технологий. В 1843 году в Ракове была открыта мануфактура, выпускавшая сельхозмашины: веялки, соломорезки, сеялки, плуги, молотарни. В деревне Поморщина, которая ныне слилась с Раковом, Эдмунд Здзеховский построил винокурню (бровар), где в 1880 году работал Доминик Онуфриевич Луцевич, отец будущего белорусского народного поэта Янки Купалы.

Раковский костел
фото с http://ru.belarus.travel/

В конце XIX века Здзеховские добились проведения в местечко телефонной линии. В 1906 году при их содействии был возведен костел в неоготическом стиле во имя Божией Матери Ружанцовой и Св.Доминика. Кроме церкви и костела, духовную жизнь местечка определяли две часовни (православная и католическая) и синагога.

Усадебный дом Здзеховских располагался недалеко от костела, на берегу реки Ислочи. Сыновья Эдмунда Здзеховского – Марьян и Казимир превратили его в центр культурной жизни не только Ракова, но и окрестностей. Получив первоначальное домашнее образование в Ракове, братья окончили Минскую гимназию. Затем Марьян учился в Петербургском и Дерптском университетах, а Казимир окончил Московский университет. Марьян (1861–1938гг.) польский литературовед, философ, профессор Краковского и Виленского университетов был лично знаком и состоял в переписке со Л.Толстым, Н.Бердяевым, Д.Мережковским, З.Гиппиус. Казимир (1878–1942гг.), польский писатель (псевдоним Владимир Здора) жил и работал в Ракове. У него в гостях часто бывали многие известные ученые и литераторы, а Элиза Ожешко называла Раков «литовскими Афинами».

Согласно преданию Раков – это одно из шести мест в Беларуси, которое посещала Матерь Божья. В «Летописи Раковской Преображенской церкви Минской губернии и уезда» сказано, что место сие необычное, будто избранное Богом. Предание гласит, что в XV веке одному жителю Ракова, больному и слепому во сне явилась Дева в светлом одеянии и велела идти на восход солнца от местечка в лес и там копать около большого дерева. Слепец, ведомый внутренним зовом, отправился в путь и заблудился. Утомленный и изнемогающий от жажды, он нашел указанное место и стал копать. Прокопал немного и вдруг из земли пробился источник. Когда больной помыл лицо водой, то став зрячим, увидел икону, на которой была изображена Пресвятая Богородица, от лика которой исходило необыкновенное сияние. Рядом с источником, на месте чудесного явления иконы построили деревянную часовню в честь Воздвижения Креста Господня. В 1821 году на месте обветшавшей часовни был выстроен новый деревянный храм.

В 1950-1960 годы в Раковском приходе было уничтожено шесть церквей. От Крестово-Воздвиженской церкви осталось только три каменные ступени. Чудом сохранился источник, который до сих пор течет из-под земли на подъезде к Ракову с шоссе М6 (Минск –Гродно). В 1990 году возле него вновь была отстроена часовня, а вот судьба иконы Божьей Матери до сих пор остается неизвестной.

После подписания в 1921 году Рижского мирного договора между Западной и Восточной Беларусью появилась граница, а Раков до 1939 года стал центром гмины Молодечненского повета Виленского воеводства Польши. Граница между Польшей и БССР прошла в 1,5 км от Ракова вдоль ручья Манюнька, правого притока Ислочи. Приграничный статус существенным образом повлиял на жизнь местечка. Но об этом следующий рассказ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.