Город в озёрном ожерелье. Часть 4

До начала XX века местечко Мядель делилось на две части. Чем же конкретно отличался Старый Мядель (нынешняя северная часть города) от Нового (нынешняя южная часть города)? Главное различие заключалось в том, что Старый Мядель был собственностью многих влиятельных магнатов, а Новый Мядель (или Коронный) с 1542 года стал королевским владением.

Первыми, известными по письменным источникам, владельцами имения Старый Мядель были представители знатного рода Саковичей. В 1454 году владелец имения Мядель Андрей Сакович построил здесь костел. Документ о его благотворительной деятельности считается первым упоминанием о Старом Мяделе (хотя точно не выяснено: был ли это костел святого Иоанна Крестителя в Старом Мяделе или святого Станислава в Новом Мяделе). Единственная дочь Богдана Андреевича Саковича Эльжбета в 1510 году вышла замуж за виленского воеводу Николая Радзивилла. Имение Мядель стало его собственностью. Через некоторое время, после того как гонядзско-мядельская ветвь Радзивиллов вымерла, Мядель оказался в руках биржанско-дубинковской ветви, в частности у Николая Радзивилла по прозвищу Рыжий.

В 1584 году Старый Мядель был продан Михаилу Францкевичу. В 1621 году местечко перешло к Яну Райскому, а от него около 1680 года к Грабовским. В 1687 году Ян Боновентура Грабовский продал его Михаилу Кощицу. В 1762 году по просьбе тогдашнего владельца Старого Мяделя Антона Кощица и его жены Барбары Старый Мядель получил привилей от короля польского и великого князя литовского Августа III на магдебургское право.

Известен Антон Кощиц еще и тем, что в Старом Мяделе на его средства был построен в составе монастыря кармелитов босых костёл Божией Матери Шкаплерной. Строительство началось в 1738 году, а в 1754 храм был освящён в честь Девы Марии Кармелитской. Антон Кощиц привез из Рима мощи святого Юстина (Иустина Философа) и это сделало Мядель местом паломничества.

Костел – памятник архитектуры позднего барокко. Представляет собой квадратный в плане купольный храм центричной композиции. Гранёный полусферичный купол с 4 люкарнами опирается на восьмигранный барабан. Над куполом возвышается восьмигранная башня. Фасады одинаковы по композиции и декору. Их центральные части выделены выступами, которые фланкированы колоннами коринфского ордера. Стены завершены разорванными фронтонами. Над порталом центрального входа под верхним оконным проёмом выступает маленький балкон с замысловато выгнутой оградой.

Архитектоника костела совершенно нетипична не только для других храмовых построек ордена кармелитов, но и для всей сакральной архитектуры позднего белорусского барокко. Костел интересно воплощает в себе раннехристианскую символику креста и купола, не повторяя при этом структуру православного русско-византийского крестово-купольного храма. Под костелом расположена крипта-усыпальница фундатора костела А.Кощица и его родных.

О Антоне Кощице – владельце Старого Мяделя немного сведений в исторических источниках, но в местных легендах его имя упоминается чаще. Большинство из них показывает его как человека злого и жестокого.

Вот одна из них.

Около 100 лет тому назад хозяйничал в Мяделе Кощиц… Имений и богатства у него было больше, чем у всех его соседей. На одном высоком холме возле Мяделя он поставил столб, чтобы каждый, кто сюда приезжал, уже издали ощущал его могущество.

Человек он был ужасный и как помещик для своих крепостных, и как хозяин, особенно для своей жены. Жену он не щадил потому, что она родила дочерей, но не было сыновей. Бедная женщина несколько раз убегала от жестокого мужа и пряталась у соседей и свояков, чем навлекла на них беду. Наконец, она хоть и родила Кощицу сына, вскоре окончательно сбежала за границу, где и умерла. Перед смертью она завещала отослать свое сердце в серебряной урне в Мядель.

Как помещик Кощиц воплотил в себе все отвратительные проявления крепостного гнёта. Ежедневно издевался над крестьянами, не щадил ни женщин, ни детей.

Забить человека стало для него обычным делом… Его тешили муки жертв. Если долго не удавалось сотворить что-то подобное, он начинал скучать, брал ружье и шел в лес на охоту, но не на зверей, а на людей. Такое страшное поведение неизбежно вело его самого к гибели…

Когда у Кощица родился сын, он окружил его неимоверной роскошью и заботой. Даже колыбель для ребенка была выписана из Англии, якобы серебряная, за 10000 рублей. Но менее кровожадным он всё равно не стал.

Однажды Кощиц, как обычно злой, видя, что приближается гроза, велел запрячь коляску и поехал в лес. А незадолго до этого один из его крепостных крестьян пробрался в лес, чтобы срубить дерево на дрова, надеясь, что в грозу его никто не заметит. Кощиц, увидев крестьянина возле дерева, сразу выстрелил в него. И в это же мгновение разразился невероятно мощный ураган: деревья выворачивались с корнями, в лесу стало темно, как ночью, лошади стали спотыкаться и явно не хотели идти. Раньше Кощиц именно в такую погоду любил прогулки, но теперь, после убийства, какая-то невидимая сила тянула его домой.

Едва переступив порог своего дома, по лицам своих домашних почувствовал что-то недоброе. Бросился в покой своего сына-малютки, а он – мёртвый.

Случилось вот что. Мамка-няня ребенка, которой не удавалось ночью поспать, так как от ребенка она не отходила ни на минуту, сильно устала. И вот, когда хозяин уехал в лес, легла в постель, чтобы хоть капельку отдохнуть, а ребенка положила возле себя. Но против своей воли уснула и приспала малыша. Проснувшись и увидев, что произошло, и зная, что её ждёт, побежала к озеру, чтобы утопиться. Между тем Кощиц, озверевший от ярости, бегал по покоям в поисках мамки, а потом бросился за ней, догнал почти на берегу озера и тут же приказал закопать ее живой в землю, и сам в этом участвовал.

Как и многие другие католические монастыри в западных губерниях Российской империи, мядельский кармелитский монастырь, был закрыт после восстания 1831 года. Реликвии св.Юстина были отправлены в д.Мосар (Поставский р-н Витебской области). Монастырский комплекс был отдан базилианам, а в 1839 году перешел к православной церкви. Внешний вид костёла мало изменился, а вот интерьер претерпел существенные изменения. В 1920 году, когда Мядель отошёл к Польше, костёл Божьей Матери Шкаплерной был возвращён католикам. Кармелиты босые вернулись в монастырь. Старую деревянную колокольню в межвоенное время заменили на каменную. После Великой Отечественной воины костел был закрыт, а монастырский комплекс был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. С 1989 года костел открыт для верующих.

Недавно в костеле был обнаружен тайник с частичками мощей святой Цецилии, римской мученицы III столетия, а также мощи Папы Римского Григория I Великого и святой Терезы, а также приходские книги XIX и XX веков. Информацию о тайнике отыскали в одном из краковских архивов.

В 1765-1772 годах в северной части Старого Мяделя, при выезде на Поставы, была создана мядельская Кальвария – это комплекс каплиц и брам, объединенных вместе и символизирующих путь Христа на Голгофу. У католиков Беларуси, Польши и Литвы так называют святое место, куда стекаются верующие люди, старцы, больные с целью покаяния.

Кальвария создана по образу Крестного пути в Иерусалиме. К 1772 году были построены 21 каплица с иконами и 8 брам. Длина её около 2 км. В конце пути на высоком холме установлены 3 креста, символизирующие распятие Иисуса Христа и двух разбойников.

С вершины этого холма можно увидеть три озера: Мястро, Нарочь и Рудаково.

О появлении Кальварии существует такое предание.

В семье богатого человека долгое время не было детей. Супруги молились чудотворной иконе Богородицы в Будславе и случилось чудо: у них родился мальчик. Однажды зимой молодая няня не усмотрела ребёнка, и он убежал в лес. Обезумевший от горя хозяин отправил её на поиски. Однако домой няня с мальчиком не вернулись. Ребенок и молодая девушка замерзли в лесу. Ночью к супругам, потерявшим сына, явилась Матерь Божья и велела построить кальварию во искупление содеянного греха.

В ноябре1942 года Кальвария была разобрана и практически полностью разрушена. Благодаря усилиям неравнодушных людей проведена реставрация Кальварии и сегодня это одна из важнейших достопримечательностей Мядельщины.

Новый Мядель первоначально принадлежал князьям Свирским, затем влиятельным Гаштольдам, а после смерти последнего представителя этого рода – виленского воеводы Станислава Гаштольда в 1542 году стал владением польского короля и великого князя литовского Сигизмунда I Старого, подарившего его своему сыну Сигизмунду II Августу. Уже в средине XVI столетия жителей Нового Мяделя называли «мещанами господарскими», то есть государственными, великокняжескими.

Королевским имением Новый Мядель управлял назначаемый монархом староста. В 1590 мядельским старостой был назначен знаменитый канцлер ВКЛ Лев Сапега.

В 1793 году, после второго раздела Речи Посполитой оба Мяделя вошли в состав Российской империи.

Необходимо отметить, что расположение на небольшом расстоянии одно от другого двух местечек с одинаковым названием приводило к определённой путанице, которую можно встретить как в исторических документах, так и на картах. Например, на «Специальной карте Европейской России» 1915 года Новый Мядель назван Старым, а Старый наоборот.

На территории Мядельского района есть еще много интересных мест и памятников.

В нескольких километрах от Мяделя сохранились руины немецкого командного пункта времен Первой мировой воины. На территории района насчитывается более 50 массовых захоронении солдат, погибших во время Нарочанской операции.

На въезде в Мядель, на берегу озера Баторино в братской могиле захоронены воины и партизаны, которые погибли во время Великой Отечественной воины и при освобождении города от немецко-фашистских захватчиков. Но о событиях и памятниках XX века необходим отдельный рассказ.

Источники:

  1. Археалогiя Беларусi. Энцыклапедыя у 2-х т. 2 том. Мн., 2011
  2. Гiстарычна-археалагiчны зборнiк. Вып.24 Мн., 2008
  3. Каталiцкiя храмы Беларусi. А.М.Кулагiн Мн., 2008
  4. Каталiцкiя святынi. Мiнска-Магiлёуская архiдэцыя. Частка 1. А.Яроменка Мн., 2003
  5. Кароткая гiсторыя архiтэктуры Беларусi. А.Трусау Мн., 2015
  6. Князья, графы и бароны в Беларуси (конец XVIII -начало XXвв.) Мн., 2010
  7. «Легенды Нарочанскага краю» I.П.Краунiцкi Мн., 2007
  8. Сердце Беларуси – Минщина. А.Варавва, А.Рак. Мн., 2007
  9. Скарбы, курганы, замкi i iх даследчыкi. М.Плавiнскi Мн., 2015
  10. Памяць. Мядзельскi р-н. Мн., 1998
  11. Мураваныя храмы. Т.В.Габрусь. Мн., 2001
  12. Королева Бона. Г.Аудерская Санкт-Петербург, 1994
  13. Вечерний Минск. № 22. 5 июня 2014
  14. Помнiкi гiсторыi i культуры Беларусi. № 3, 1979
  15. Мiнская прауда. 19.02.2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.