
Итак, давайте посетим Новогрудок того времени, когда здесь жил Адам Мицкевич.
До 1795 года он был центром большого Новогрудского воеводства, в которое входили такие города как Волковыск, Слоним, Несвиж, Клецк, Слуцк…
После третьего раздела Речи Посполитой город стал уездным центром сначала Слонимской, потом Литовской, а с 1802 года – Гродненской губернии. В 1803 году в Новогрудке проживало всего 1108 человек, а в 1811 – 2320 человек.
Композиционным центром города была городская площадь, расположенная на высоком плато, откуда открывалась красивая панорама на окружающие город леса, поля и луга. Вокруг площади стояли одноэтажные дома членов магистрата, земства, лавки и склады. На одном из углов площади располагалось здание бывшего Радзивилловского дворца, приобретенного в 1810 году купцом Фишером. Недалеко, через улицу, возвышалось каменное здание городской ратуши, украшенное изображением Архангела Михаила – покровителя Новогрудка. Рядом с площадью на прилежащих улицах, возвышались католические костелы, униатские церкви, монастыри.

Среди них фарный (приходской) костел Преображения Господня. Основан он был в 1395 году Витовтом на месте бывшего языческого капища. В 1422 году здесь обвенчались король Польши Владислав II (Ягайло) и княжна Софья Гольшанская. В 1799 году в костеле был крещен Адам Мицкевич.
Ныне в костеле Преображения Господня находится чудотворный образ Девы Марии, с которым связана история спасения маленького Адама.
Надо отметить, что в Новогрудке есть два особо почитаемых образа Божьей Матери Новогрудской: один православный (точнее, один из списков данной иконы, оригинал которой утерян во время Первой мировой войны) в церкви Святых Бориса и Глеба и второй католический в костеле Преображения Господня. С последним (точнее, тоже с ее списком, так как оригинал погиб при пожаре костела в 1751 г.) семья Мицкевичей связывала спасение Адама во время трагического эпизода в жизни мальчика. Будучи ребенком, он выпал из окна родительского дома на уличную брусчатку и некоторое время находился без сознания. Отчаявшаяся мать, видя тяжелое состояние ребенка, прибежала с сыном на руках в костел и там на коленях вымаливала перед этой иконой его возвращение к жизни.
Об этом факте Мицкевич вспоминал в одном из своих писем, а благодарность Матери Божьей за спасение он включил в свою поэму «Пан Тадэвуш»:
Святая Дзева, Ты баронiш Чанстахову
I у вострай браме свецiщ. Ты узяла у ахову
Наваградак наш слауны з верным яго людам,
I мне жыцце у маленстве Ты вярнула цудам
(Калi у адчаi мацi пад Тваю апеку
Мяне уручыла, я узняу мертвае павека
I мог iсцi адразу до святынь парогу
За вернутыя сiлы дзячыць Пану Богу).
Пераклад П.Бiтэля

Знаковым местом Новогрудка была Замковая гора с развалинами древнего замка. В детские годы Адама Мицкевича от него сохранились в поврежденном виде только три башни: Щитовка, Костельная и Дозорная. В свое время Новогрудский семибашенный замок был мощнейшим в ВКЛ и на протяжении XIII–XIV веков многочисленным завоевателям ни разу не удалось взять его штурмом.
Однако неприступность замка сыграла с ним роковую шутку. Власти перестали особо заботиться о его укреплении, оснащать новым вооружением, и более мощная артиллерия сделала свое дело. В 1706 году во время Северной войны (1700-1721) полуразрушенный замок окончательно уничтожили шведы.
Адам Мицкевич хорошо знал историю Новогрудского замка и включил историческую информацию о нем в свои поэмы «Мешко, князь Новогрудка», «Гражина», «Конрад Валленрод». В поэме «Гражина» Мицкевич дал образное описание замка на то время, когда замок еще был действующим.

Известным памятником древнего Новогрудка была и остается таковой гора Миндовга, где, согласно местным легендам, был похоронен вместе со своим золотым троном первый князь Великого княжества Литовского. Еще одно предание утверждает, что раньше на вершине этой горы была мраморная надмогильная плита, на которой было изображение девушки с лицом ангела. Согласно легенде, здесь была погребена красавица Крыся, которая стала прообразом для многих скульптур и настенных росписей в костелах Вильно. Автором виленских скульптур, как и надмогильного памятника на горе Миндовга, был итальянский скульптор Джованни Пьетро Перетти (Перти) из Милана, влюбленный в эту девушку. Известно, что действительно на горе Миндовга примерно с конца XVII в. находилось общегородское христианское кладбище, а Джованни Пьетро Перетти в этот период работал в ВКЛ.
Во многом именно благодаря Адаму Мицкевичу и стали известными легенды о горе Миндовга, которая не раз упоминается в его произведениях.

Жители Новогрудка всегда гордились своим знаменитым земляком и постарались достойно увековечить память о нем.
В 1931 году был основан дом-музей Адама Мицкевича, который открыл свои двери для посетителей 11 сентября 1938 года. После вхождения Западной Белоруссии в состав БССР музей был взят под охрану государства. В начале Великой Отечественной войны дом Мицкевичей был разрушен немецкой авиабомбой. Пострадало не только здание, но и часть экспонатов. Снова музей был открыт в 1955 году к 100-летию со дня смерти поэта.

В 1924-1931 годах почитатели таланта Адама Мицкевича создали рукотворный памятник великому поэту. Возле Замковой горы насыпан огромный холм, носящий громкое название Курган бессмертия. У подножия будущего памятника был зарыт ящик с актом о его создании, а собравшиеся гости бросили первые горсти земли, положив начало строительству. Так начал расти курган. Его символический смысл заключался в возможности любого желающего воздать дань уважения творчеству Мицкевича. Землю для него люди приносили из окрестных городов и сел, туристы привозили со своих родных мест. А те, кто не мог доставить землю сам, присылал ее почтой с пометкой «Для кургана».
Не только сам Новогрудок, но и свыше 30 населенных пунктов бывшего Новогрудского уезда связаны с жизнью и творчеством Адама Мицкевича. Несколько раз в 1819-1821 годах Мицкевич во время каникул побывал в Тугановичах, которые, как позднее писал поэт, он очень часто видел потом в своих снах. Именно здесь началась история его большой романтической любви. Но это уже другая история.