Негорелое и Столбцы – территория встреч и расставаний

Станция «Негорелое». Фото: railwayz.info

С 1921 по 1939 год Столбцы входили в состав Польши и являлись приграничной железнодорожной станцией международного значения. Отсюда отправлялись составы «Столбцы–Берлин», «Столбцы–Париж». Здесь располагалась польская таможня.

С другой стороны границы в Негорелом находилась первая пограничная станция Советского Союза – ворота на выезд в страны Западной Европы и на въезд в Советский Союз. Здесь делали первые шаги по советской земле многочисленные делегации, гости, державшие путь на восток, в Москву, отсюда начинались путешествия советских людей в Западную Европу и Америку.

В 20-30 годах Негорелое часто упоминалось в прессе и советской и зарубежной, а также было нанесено на все географические карты мира. Отсюда уходили поезда «Негорелое–Владивосток», проходил международный экспресс «Маньчжурия–Столбцы», оно было конечным пунктом западноевропейского маршрута «Париж- Негорелое».

Кто же из известных людей побывал здесь в 1921–1939 годах?

Великий русский писатель А.М.Горький четырежды проездом в 1928, 1929, 1931 и 1932 годах останавливался и встречался с трудящимися станции Негорелое.

Максим Горький

В середине 1921 года у Горького обострился туберкулезный процесс легких. По настоянию врачей он уехал за границу на лечение. Два с половиной года пробыл в санаториях Германии и Чехословакии, затем по совету врачей переселился в Италию в Сорренто. К 1926 году здоровье улучшилось, и он уже хотел ехать на родину, но задержала работа над романом «Жизнь Клима Самгина». Весной 1928 года, завершив работу над вторым томом, Алексей Максимович выехал в СССР. 27 мая, его тепло и душевно встречали в Негорелом, и писатель до слез был растроган таким теплым приемом. Второй раз проезжал через Негорелое 30 мая 1929 года. На вокзале ему вручили билет и значок члена ЦИК СССР, так как накануне его приезда в Советский Союз состоялся V съезд Советов Союза ССР, где он был избран членом ЦИК. По дороге из Негорелого в Минск в купе вагона М.Горький беседовал с белорусскими писателями Я.Купалой, Т.Гартным, А.Александровичем и др. Третий раз проездом А.Горький побывал здесь 13 мая 1931 года, а четвертый последний раз остановился проездом из-за границы 24 апреля 1934 года. Откуда-то взялась небольшая переносная трибуна и начался митинг. Речи перемежались громом оркестра. Горький выступил в заключение встречи и говорил о счастье быть дома, среди своих, о чувстве благодарности за оказанную ему «небывалую и незаслуженную честь».

20 марта 1968 года в связи со столетием со дня рождения А.М.Горького на станции Негорелое собрались местные жители, представители местной власти, и приехавшие на торжество белорусские писатели М.Танк, И.Шамякин, Я.Брыль, П.Пестрак. В.Витка. П.Панченко, Я.Скрыган. все те, кто когда-то встречался со знаменитым писателем. Максим Танк снял белое покрывало с мраморной доски, на которой было написано: «здесь на станции Негорелое, в 1928, 1929, 1931 и 1932 годах представители общественности республики сердечно приветствовали великого русского писателя, одного из зачинателей советской литературы Максима Горького».

22 августа1937 года здесь останавливались известные советские писатели Алексей Толстой и Александр Фадеев, которые принимали в Париже участие в Международном конгрессе писателей в защиту мира и культуры. 30 мая 1937 года, возвращаясь из Франции после долгих лет жизни за рубежом, проездом в Негорелом побывал еще один известный писатель Александр Куприн.

2 августа 1937 года, проездом из сражающейся Испании, здесь побывали писатели Всеволод Вишневский, Агния Барто, кинорежиссер Роман Кармен.

Ромен Роллан

24 июля 1935 года курьерский поезд доставил в Негорелое французского писателя, музыковеда и общественного деятеля Ромена Роллана, который приезжал в Советский Союз по личному приглашению М.Горького. 24 июля 1935 года здесь побывал еще один французский писатель Анри Барбюс, который не один раз навещал СССР.

Побывали в Негорелом и другие известные писатели и поэты: Иоганнесс Роберт Бехер, Бертольд Брехт, Франц-Карл Вайсконф, Мария Пуйманова и многие другие.

Австрийский писатель Стефан Цвейг, посетив СССР в 1928 году писал в своей книге «Поездка в Россию»: «Русская земля начинается в Негорелом. Мы подъехали очень поздно. Уже в темноте, так что нам не удалось как следует увидеть знаменитый красный вокзал с надписью: «Пролетарии все стран, соединяйтесь!»

В 1930 и 1934-1936 годах в СССР жил известный чешский писатель, журналист Юлиус Фучик. В статье «До свидания, СССР» он писал о своих впечатлениях во время пересечения границы советской страны: «И вот мы уже на пограничной станции (Негорелое). Мы обменялись рукопожатием с товарищем пограничником, крепким рукопожатием, – и поезд отходит. Мы стоим на площадке последнего вагона, рельсы бегут к последней советской станции, последний советский часовой поворачивает голову вслед уходящему поезду, над головой у нас мелькает арка с девизом пролетарской страны и исчезает вдали».

23 декабря 1934 года проездом в СССР на станции Негорелое останавливался и дал концерт известный американский певец и общественный деятель Поль Робсон.

Отто Юльевич Шмидт

4 июня 1934 года на станции горячо встречали «бойца полярной армии», «советского Колумба» академика Отто Юльевича Шмидта, возвращавшегося из Америки, где он лечился после окончания героической эпопеи на пароходе «Челюскин».

Список именитых людей, побывавших на западной границе СССР, проходившей здесь до 1939 года очень внушительный. Назовем еще ряд известных всему миру имен:

летчики: В.С.Молоков, В.П.Чкалов, Г.В.Байдуков, А.В.Беляков, М.М.Громов, А.Б.Юмашев, С.А.Данилин, летчики–испытатели – В.К.Коккинаки и М.Х.Гордиенко;

норвежский океанограф, исследователь Арктики Фритьоф Нансен;

автор музыки партийного гимна «Интернационал» Пьер Дегейтер;

французский скульптор Аронсон и многие другие выдающиеся личности.

Начиная с 1922 года часто за границу ездил Владимир Маяковский. Он не раз останавливался в Негорелом и беседовал с пограничниками. Читал им свои произведения.

В стихотворении «Они и мы», написанном после поездки в Германию и Францию, есть строчки, навеянные впечатлениями от встречи с белорусским краем:

На горизонте – белое.

Снега и Негорелое.

Владимир Маяковский

В 1927 году на встрече с белорусскими писателями он вспоминал: «…За границу ездил, в Польшу. Эх, думаю, хорошо было бы заглянуть к минчанам, встречают гостеприимно. Но нельзя…Паспорт просрочишь. А к границе подъехал, сначала к Негорелому, потом к Колосову – пограничники узнали. Прекрасные парни. Приглашают меня в гости…. И остался бы на несколько дней у пограничников, но снова же этот паспорт… Окончится срок – не пустят. Панам только предлог дай … Пожелал пограничникам успеха и поехал!..».

Как утверждают исследователи творчества В.Маяковского, случай, который произошел на столбцовской таможне в 1929 году в международном экспрессе «Маньчжурия–Столбцы», послужил толчком для написания «Стихов о советском паспорте». Поэт ехал тогда в одном купе со шведом и британцем. Таможенный досмотр его сильно возмутил, что якобы и легло в основу вышеназванного произведения.

Маяковский был всегда нетерпим к бюрократизму. Любые документы называл «бумажками», но к советскому паспорту относился с большим почтением. На границе к гражданам из разных стран отношение тоже было разное: к советскому человеку относились с опаской, настороженно, воспринимали как некую диковинку, даже опасались. Это особенно проявлялось во время проверки главного документа советского человека – паспорта. У Маяковского такая ситуация вызвала восторг и гордость за свою страну:

Я волком бы
выгрыз
бюрократизм.
К мандатам
почтения нету.
К любым
чертям с матерями
катись
любая бумажка.
Но эту…
По длинному фронту
купе
и кают
чиновник
учтивый движется.
Сдают паспорта,
и я
сдаю
мою
пурпурную книжицу.
К одним паспортам —
улыбка у рта.
К другим —
отношение плевое.
С почтеньем
берут, например,
паспорта
с двуспальным
английским левою.
Глазами
доброго дядю выев,
не переставая
кланяться,
берут,
как будто берут чаевые,
паспорт
американца.
На польский —
глядят,
как в афишу коза.
На польский —
выпяливают глаза
в тугой
полицейской слоновости —
откуда, мол,
и что это за
географические новости?
И не повернув
головы кочан
и чувств
никаких
не изведав,
берут,
не моргнув,
паспорта датчан
и разных
прочих
шведов.
И вдруг,
как будто
ожогом,
рот
скривило
господину.
Это
господин чиновник
берет
мою
краснокожую паспортину.
Берет —
как бомбу,
берет —
как ежа,
как бритву
обоюдоострую,
берет,
как гремучую
в 20 жал
змею
двухметроворостую.
Моргнул
многозначаще
глаз носильщика,
хоть вещи
снесет задаром вам.
Жандарм
вопросительно
смотрит на сыщика,
сыщик
на жандарма.
С каким наслажденьем
жандармской кастой
я был бы
исхлестан и распят
за то,
что в руках у меня
молоткастый,
серпастый
советский паспорт.
Я волком бы
выгрыз
бюрократизм.
К мандатам
почтения нету.
К любым
чертям с матерями
катись
любая бумажка.
Но  эту…
Я
достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
я —
гражданин
Советского Союза.

Источники:

  1. СБ. Беларусь сегодня. 20.06.2018
  2. Минщина: легенды, события, люди. Д.Корсак. Мн.,2011
  3. Достопримечательности Минска и его окрестностей. Машенко С.Н. Мн., 2020
  4. Мiншчына у легендах i паданнях. Ненадавец А.М. Мн.,1998
  5. Современная геральдика Беларуси. Адамушко В.И., Елинская М.М., Мн., 2012
  6. П.М.Шпилевский «Путешествие по Полесью и белорусскому краю» Мн., 1992
  7. Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Минщина. Татаринов Ю.М., 2008
  8. Асы- белорусы. Ермоленко В. Мн., 2014
  9. Белая гвардия Белой Руси. Авт.-сост. Малишевский Н.Н. М., 2017
  10. Дзержинщина: прошлое и настоящее. Валаханович А.И., Кулагин А.Н. Мн.,1986
  11. Бацька наш Нёман. Укладальнiк Я.Хвалей, Мн., 2001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.